Терминологический словарь
Анализ научной литературы показывает, что за последние десятилетия сложилась определенная система основных терминов, которыми оперируют специалисты в области информационной грамотности и медиаобразования. Вместе с тем, как и в педагогической науке в целом, здесь не существует единой, принятой во всех странах мира терминологии.
Как правило, не только национальные научные школы, но и отдельные ученые разных стран предлагают свои варианты формулировок таких ключевых понятий, как «информационная грамотность», «информационная культура», «информационная компетентность», «информационная компетенция», «медиаобразование», «медиакультура», «медиаграмотность», «медиакомпетентность», «медиапедагогика» и т.д.
Что касается понятий «информационная грамотность» и «медиаграмотность», то они ведут свое начало от терминов «грамотность» и «визуальная грамотность», которые использовались в прошлые десятилетия. В научной литературе встречаются также такие термины, как «технологическая грамотность», «компьютерная грамотность», «информационная культура» и т.д.
Впрочем, многие ученые, преподаватели считают, что медиаграмотность – это часть более широкого и емкого понятия – информационная грамотность. Эта тенденция находит сегодня все больше сторонников, хотя и здесь есть многие терминологические разночтения.
Например, во многих англоязычных странах термин «медиаобразование» (media education) заменяется аналогом – «медиаграмотность» (media literacy). Однако термин «медиаграмотность», как правило, не употребляется во франкофонных (l'education aux medias – медиаобразование), испаноязычных (education para los medios – медиаобразование) или германоязычных (medienpadagogic – медиапедагогика) государствах.
Термин «медиа» происходит от латинского “medium” (средство, посредник), “media” (средства, посредники) и в современном мире повсеместно употребляется как аналог термина СМК – средства массовой коммуникации (печать, фотография, радио, кинематограф, телевидение, видео, мультимедийные компьютерные системы, включая Интернет). При этом в формулировках «медиа», принятых в разных странах, как правило, нет разночтений. Они отличаются только стилистически.
К примеру, британский медиапедагог К.Базэлгэт убеждена, что суть медиаобразования в изучении шести так называемых ключевых понятий: «медийное агентство – источник медийной информации» (media agency), «категория медиа» (media category), «технология медиа» (media technology), «медиаязык» (media language), «аудитория медиа» (media audience), «медийная репрезентация/переосмысление» (media representation).
Впрочем, несмотря на эти разночтения, можно смело утверждать, что самое сильное влияние на формирование западной терминологии, теории и методики медиаобразования, оказал британский ученый Л.Мастерман, считающий, что цель медиаобразования заключается не только в воспитании критического мышления, но и «критической автономии».
С ним полностью согласна американка П.Офдерхейд, полагающая, что медиаграмотность направлена на развитие в человеке «критической автономии относительно медиа. Главное в медиаграмотности широкий спектр информирования в гражданской, социальной, потребительской областях, в отношении эстетического восприятия и творчества».
Похожую трактовку медиаобразованию дает и другой американский педагог и исследователь – Р.Кьюби. Он видит его цель в том, чтобы «дать учащимся понимание того, как и почему медиа отражает общество и людей», но в еще большей степени, чтобы «развивать аналитические способности и критическое мышление по отношению к медиа», плюс изучение языка средств массовой коммуникации.
Терминология российского и зарубежного медиаобразования (на основе работ О.А.Баранова, И.В.Вайсфельда, Л.С.Зазнобиной, И.С.Левшиной, О.Ф.Нечай, С.Н.Пензина, Г.А.Поличко, А.В.Спичкина, А.В.Федорова, Ю.Н.Усова, А.В.Шарикова О.А.Баранов, К.Бэзэлгэт, К.Ворснопа, Л.Мастермана, К.Тайнер, Э.Харта и других медиапедагогов) была впервые обобщена на страницах журнала «Искусство и образование» [Федоров А.В. Терминология медиаобразования//Искусство и образование. 2000. № 2. С.33-38].
- Автономия критическая (critical autonomy) сформированная на базе критического мышления независимость суждений и анализа медиатекстов.
- Агентство медийное (media agency) организация, занимающееся производством, распространением и продажей медиатекстов (газет, журналов, фильмов, теле/радиопередач, интернет-сайтов, рекламы и т.д.), сбором, обработкой информации.
- Адресат медиа (addressee for media) предполагаемая (целевая) аудитория, на которую рассчитан тот или иной медиатекст.
- Адресат медиаобразования (addressee of media education) школьник, студент, учитель, преподаватель, работник медиасферы (медиатеки, учебного телевидения и т.д.).
- Алгоритм развития аудиовизуального восприятия (algorithm of the audiovisual perception development) последовательный перечень перцептивных действий, неоднократное выполнение которых в системе тренировочных упражнений позволяет овладеть навыками восприятия экранного повествования: выявление единиц экранного повествования; их образное обобщение в результате ...
- Анализ cюжетный/повествовательный (narrative analysis of media and media text) анализ сюжетов, фабул медиатекстов. Сюжетный анализ тесно связан со структурным, мифологическим, семиотическим и другими видами анализа медиа и медиатекстов (Barthes, 1964; 1965; Berelson, 1984; Gripsrud, 1999; Eco, 1976; Masterman, 1984; Пропп, 1998 и др.).
- Анализ автобиографический (личностный) (autobiographical analysis of media text) сопоставление своего жизненного опыта (событий личной жизни, проявлений своего характера в различных ситуациях) с жизненным опытом персонажей и авторов медиатекстов. Данный аналитический подход опирается на ассоциативную память человека (эффект «вспышек памяти») и помогает ...
- Анализ герменевтический культурного медийного контекста (hermeneutic analysis of cultural media context) исследование процесса интерпретации медиатекста, культурных, исторических факторов, влияющих на точку зрения агентства/автора медиатекста и на точку зрения аудитории. Герменевтический анализ предполагает постижение медиатекста через сопоставление с культурной традицией и ...
- Анализ идентификационный (identification analysis of media and media text) распознание/идентификация скрытых сообщений в медиатекстах, т.к. медийные агентства часто предлагают упрощенные решения сложных проблем (А.В.Федоров, 2007).
- Анализ идеологический (ideological analysis of media and media text) анализ идеологических аспектов медийной сферы. Теоретической базой тут является идеологическая теория медиа. Предполагается, что медиа способны целенаправленно воздействовать на общественное мнение, в том числе в интересах того или иного социального класса, расы или нации. ...
- Анализ иконографический (iconographic analysis of media text) ассоциативный анализ изображения в медиатексте (например, вода, огонь – как символы чистоты и разрушения), связанный с семиотическим анализом.
- Анализ культивационный (cultivation analysis of media and media text) анализ содержания медиа и медиатекстов с опорой на исследование социокультурного контекста и исследования масс-медиа (G.Gerbner). Согласно культивационной теории медиа, аудитория выбирает медиатексты с точки зрения своих взглядов, предпочтений. Отсюда культивационный анализ ...
- Анализ культурной мифологии медиатекста (сultural mythology analysis of media texts) выявление и анализ мифологизации (в том числе в рамках так называемых фольклорных источников – сказок, «городских легенд» и т.д.) стереотипов фабул, тем, персонажей и т.д. в конкретном медиатексте (А.В.Федоров, 2007).
- Анализ медиатекста (media text’s analysis) изучение, трактовка медиатекста того или иного вида и жанра. Принято различать следующие виды анализа медиатекстов: контент-анализ, структурный, сюжетный, автобиографический, иконографический, семиотический, идентификационный, идеологический, философский, эстетический, этический,...
- Анализ персонажей медиатекста (media text’s сharacter analysis) анализ характеров, мотивов поведения, идейных ориентаций, поступков/действий персонажей медийных текстов разных видов и жанров.
- Анализ семиотический (semiological analysis of media text) анализ языка знаков и символов в медиатекстах; данный анализ тесно связан с иконографическим анализом. Семиотический анализ медиатекста в учебных целях опирается на семиотическую теорию медиаобразования (semiotic approach, le decodage des medias), обоснованную в трудах таких ...
- Анализ стереотипов медиатекстов (media stereotypes analysis) выявление и анализ стереотипного изображения людей, идей, событий, сюжетов, тем и т.д. в медиатекстах.
- Анализ структурный (structural analysis of media and media text) анализ систем, отношений, форм медиакультуры, структуры медиатекстов. Многие исследования по структурному анализу медиатекстов опираются на работы В.Я.Проппа (В.Пропп, 1976; 1998), Р.Барта (R.Barthes, 1964, 1965), У.Эко (U.Eco, 1976) и др. ученых, связанных с проблемами ...
- Анализ философский (philosophical analysis of media and media text) анализ философских аспектов медийной сферы и медиатекстов.
- Анализ эстетический (aesthetical аnalysis of media text) анализ художественной концепции произведений медиакультуры разных видов и жанров, тесно связан с эстетической (художественной) теорией медиаобразования (aesthetical approach, media as popular arts approach, discriminatory approach) (Halls & Whannel, 1964; Баранов, 2002; Пензин, ...
- Анализ этический (ethical analysis of media and media text) анализ моральных аспектов в сфере медиа и в медиатекстах. Данный вид анализа опирается на так называемую этическую теорию медиа. Предполагается, что медиа способны формировать определенные этические/моральные принципы аудитории (особенно это касается несовершеннолетних). Из ...
- Аннотация (annotation, abstract) краткое изложение информации, содержания медиатекста любого вида и жанра.
- Аппликация (application) медиатекст, созданный путем наклеивания/наложения на какую-либо поверхность разнородных фрагментов (бумаги, ткани и пр.).
- Артефакт медийный (media artifact) медийный художественный объект или медийный дефект.
- Ассоциация (connotation) – процесс, при котором возникает смысловая связь между образами и представлениями медиатекста.
- Аудио (audio) электронная аппаратура, специальные пленки, кассеты и диски, позволяющие записывать и прослушивать аудиотексты в разных форматах.
- Аудиовосприятие (audio perception) способность человека к выявлению в медиатексте смысловых, образных взаимосвязей между единицами звукового ряда; ощущение атмосферы чувств, значений, ассоциаций; определение своего отношения к системе взглядов авторов медиатекста (Ю.Н.Усов, 1995).
- Аудиотекст (audio text) сообщение (радиопередача, звукозапись и пр.), изложенное в любом виде и жанре, и предназначенное для слухового восприятия аудиторией.
- Аудитория медийная (media audience) дифференцированные по различным признакам (возрастным, социальным, образовательным, расовым, гендерным, национальным и др.) группы людей, контактирующих с медиатекстами.
- Аудитория целевая (target audience) определенная группа людей, контактирующих с медиатекстами, выделенная медийным агентством по каким-либо признакам (возрастным, социальным, образовательным, расовым, гендерным, национальным и др.) с целью максимального воздействия (например, рекламного).
- База данных (data base) систематизированная форма организации и представления разного рода информации (например, в компьютерной сети).
- Банк данных (data bank) совокупность баз данных.
- Безопасность информационная (information safety, information protection) способность государства, общества, социальной группы, личности обеспечить с требуемой вероятностью достаточные и защищенные информационные ресурсы и потоки для поддержания жизнедеятельности, устойчивого функционирования и развития соответствующего структурного образования. ...
- Безопасность медийная (media safety, media protection) - способность государства, общества, социальной группы, личности обеспечить достаточные и защищенные медийные ресурсы и потоки для поддержания жизнедеятельности, устойчивого функционирования и развития соответствующего структурного образования. Обеспечение медийной безопасности ...
- Библиотека (library) частная или публичная коллекция, фонд печатных текстов (в том числе - и в электронном виде, в интернет). Близкие понятия: медиатека, фонотека, фототека, видеотека.
- Блокбастер (block-buster) – высокобюджетный медиатекст, ориентированный на большой успех у аудитории и весомую финансовую прибыль.
- Боевик (action) – фильм действия (action), ориентированный на большой успех у аудитории и весомую финансовую прибыль.
- Видео (video) электронная аппаратура (видеокамера, видеомагнитофон, проектор, монитор и др.), специальные пленки, кассеты и диски, позволяющие записывать и демонстрировать аудиовизуальные медиатексты в разных форматах.
- Видео-арт (video art) – искусство создания медиатекстов при помощи видеотехники.
- Видеоклип (video clip, music video) короткий аудиовизуальный медиатекст (рекламный, музыкальный и т.д.).
- Видеопиратство (video piracy) контрафактное/незаконное тиражирование и демонстрация аудиовизуальных медиатекстов. Близкое понятие: медиапиратство (media piracy).
- Видеотворчество (video creation) процесс созидательной деятельности в сфере видеосъемки и его предметные результаты; взаимосвязанные процессы проективной деятельности и видеосъемки (Н.Ф.Хилько, 2000). Близкие понятия: медиатворчество (media creation), аудиовизуальное творчество (audiovisual creation).
- Видеотека (videotheque, video library) – частная или публичная коллекция, видеофонд аудиовизуальных текстов. Близкие понятия: медиатека, библиотека, фонотека, фототека.
- Видеотекст (video text) аудиовизуальное сообщение, изложенное в любом виде и жанре. Близкие понятия: аудиовизуальный текст (audiovisual text, message), медиатекст (media text, media message).
- Видеоэкология (video ecology) раздел духовной экологии, в котором рассматриваются основные принципы видеорепертуара, культуры видеовосприятия; создание своеобразного иммунитета против низкокачественных видеотекстов, приобщение к аудиовизуальной культуре, овладение духовно-нравственными и эстетическими ...
- Вирус компьютерный (computer virus) специальная компьютерная «хакерская» программа, предназначенная для нанесения вреда нормальной работе компьютерных сетей и персональных компьютеров.
- Воздействие медийное (media effect) различного рода (психологическое, этическое, эстетическое, терапевтическое и др.) влияние медиа и медиатекстов на аудиторию.
- Воспитание аудиовизуальное (audiovisual education) составная часть художественного, культурологического воспитания, состоящая в совместной деятельности воспитателя и воспитанника и направленная на усвоение аудиовизуальной культуры, изучение закономерностей происхождения, развития и функционирования аудиовизуальной культуры; ...
- Воспитание медийное (media education) – составная часть художественного, культурологического воспитания, состоящая в совместной деятельности воспитателя и воспитанника и направленная на усвоение медийной культуры, изучение закономерностей происхождения, развития и функционирования медиакультуры; система приобщения к ...
- Восприятие аудиовизуальное (audiovisual perception) способность человека к выявлению в медиатексте смысловых, образных взаимосвязей между единицами аудиовизуального повествования (событиями, сценами, эпизодами, кадрами, элементами внутрикадровой композиции); установления в них закономерностей, конфликтов, кульминаций; ощущение ...
- Восприятие визуальное (visual perception) способность человека к выявлению в медиатексте смысловых, образных взаимосвязей между единицами визуального повествования; установления в них закономерностей, конфликтов; ощущение атмосферы чувств, значений, ассоциаций; определение своего отношения к системе взглядов авторов ...
- Восприятие зрительное (visual perception) – способность человека к выявлению в медиатексте смысловых, образных взаимосвязей между единицами визуального повествования; установления в них закономерностей, конфликтов; ощущение атмосферы чувств, значений, ассоциаций; определение своего отношения к системе взглядов авторов ...
- Восприятие медийное (media perception) способность человека к выявлению в медиатексте смысловых, образных взаимосвязей между единицами повествования (событиями, сценами, эпизодами, кадрами, элементами внутрикадровой композиции); установления в них (художественных) закономерностей, конфликтов, кульминаций; ощущение ...
- Восприятие слуховое (audio perception) способность человека к выявлению смысловых, образных взаимосвязей между единицами звуковой информации; установления в них закономерностей, конфликтов; ощущение атмосферы чувств, значений, ассоциаций; определение своего отношения к звуковой информации.
- Гиперссылка (hyper link) элемент электронного документа, используемый для быстрого перехода к другому документу, либо его части.
- Гипертекст (hyper text) специальная организация компьютерных, интернетных медиатекстов, позволяющая при нажатии курсора на определенные слова или аудиовизуальные объекты мгновенно переходить на присоединенные к ним ссылки и родственные тексты или объекты.
- Грамотность компьютерная (computer literacy) способность использовать компьютерную технику, знание основ информатики, информационных технологий. Близкие понятия: информационная грамотность (information literacy), медиакомпетентность (media competence), медиакопетенция, медийная компетентность, медийная компетенция, ...
- Грамотность аудиовизуальная (audiovisual literacy) умение анализировать и синтезировать пространственно-временную аудиовизуальную реальность, умение «читать» аудиовизуальный медиатекст, способность использовать аудиовизуальную технику, знание основ аудиовизуальной культуры, то есть результат аудиовизуального образования. Близкие ...
- Грамотность визуальная (visual literacy) - умение анализировать и синтезировать зрительную реальность, умение «читать» визуальный медиатекст, знание основ визуальной культуры, то есть результат визуального образования. Близкие понятия: медиаграмотность (media literacy), медийная грамотность, медиакомпетентность (media ...
- Грамотность медийная (media literacy) умение анализировать и синтезировать медийную реальность, умение «читать» медиатекст, способность использовать медийную технику, знание основ медиакультуры, то есть результат медиаобразования. Аналоги – медиакомпетентность (media competence), медиакопетенция, медийная ...
- Дайджест (digest) – сокращенный, адаптированный вариант медиатекста(ов).
- Дезинформация медийная (media disinformation, misinformation) медиатекст, содержащий заведомо ложную информацию.
- Декодирование (decoding) расшифровка/дешифровка, трактовка информации, содержания медиатекста аудиторией.
- Диагностика педагогическая в информационной, аудиовизуальной и медиасфере (pedagogical diagnostics in the information, audiovisual and media area) способы выявления уровней информационной грамотности (information literacy), аудиовизуальной грамотности (audiovisual literacy), медиаграмотности (media literacy), медиакомпетентности (media competence) с применением анкетирования, тестирования, творческих заданий и т.д.
- Дидактика медиапедагогическая (media didactics) теория медийного обучения, включающая цели, содержание, организационные формы, способы и средства, помогающие развитию медиаграмотности/ медиакомпетентности. Близкие понятия: медиаобразование, медиаграмотность.
- Единицы, смысловые части медиатекста (parts of media text’s meaning) события, сцены, эпизоды, кадры, элементы композиции, создающие единый медиатекст.
- Жанр (genre) – группа медиатекстов, выделенных на основе сходных черт их внутреннего строения (трагедия, комедия, драма, мелодрама, интервью, репортаж и т.д.).
- Задачи медиаобразования (tasks of media education) – обучить грамотно «читать» медиатекст; развить способности к восприятию и аргументированной оценке информации, развивать самостоятельность суждений, критического мышления, предпочтений, эстетического вкуса; интегрировать знания и умения, получаемые на ...
- Запись монтажная (cutting recording) – последовательная покадровая запись содержания медиатекста, включая номер кадра, крупность плана, движение камеры, содержание кадра – аудиовизуальный ряд, спецэффекты и т.д.
- Имидж медийный (media image) специально созданный медийный образ (человека, предмета, явления) с целью популяризации, рекламы и т.д.
- Имиджмейкер (image maker) специалист, разрабатывающий медийные образы (человека, предмета, явления) с целью популяризации, рекламы и т.д.
- Интерактивность медийная (media interactivity) медиатексты с предусмотренными авторами возможностями для прямой/живой обратной связи, диалога с аудиторий (с помощью телефонной, видео, спутниковой и интернет-связи, компьютерных и видеоигр). Эффективно используется и в процессе интерактивного обучения.
- Интернет (Internet) глобальный комплекс компьютерных сетей.
- Интернет-форум (Internet forum) массовое представительное собрание в сети Интернет, виртуальная форма общения.
- Информация (information, message) сообщение, передаваемое тем или иным способом (устным/звуковым, письменным, визуальным, аудиовизуальным) с помощью условных кодов и технических средств.
- Искусства аудиовизуальные (audiovisual arts) искусства, построенные на звукозрительных образах. Близкие понятия: киноискусство (film art), видеоарт (video art), экранные искусства (screen arts), медийные искусства (media arts).
- Искусства визуальные (visual arts) искусства, построенные на зрительных образах. Близкие понятия: киноискусство (film art), видеоарт (video art), экранные искусства (screen arts), медийные искусства (media arts).
- Искусства медийные (media arts) искусства, построенные на медийных образах (то есть образах, создаваемых средствами (массовой) коммуникации) воспроизведения действительности (средствами печати, фотографии, радио, грамзаписи, кино, телевидения, видеоарта, компьютерной графики и т.д.). Близкие понятия: ...
- Искусства слуховые (audio arts) искусства, построенные на звуковых, слуховых образах. Близкие понятия: киноискусство (film art), видеоарт (video art), экранные искусства (screen arts), медийные искусства (media arts).
- Искусства экранные (screen arts) искусства, построенные на звукозрительных экранных образах. Близкие понятия: киноискусство (film art), видеоарт (video art), аудиовизуальные искусства (audiovisual arts), медийные искусства (media arts).
- Искусства экранные (аудиовизуальные) (screen (audiovisual) arts) – искусства, основанные на экранной форме воспроизведения действительности (киноискусство, художественное телевидение, видеоарт, компьютерная графика и т.д.).
- Кадр (shot) – основная единица структуры аудиовизуального произведения, один кусок медиатекста, начинающаяся и заканчивающаяся стыком с другим куском; «установочный кадр» (establishing shot); «кадр общего плана» (long shot), “кадр среднего плана” (medium shot).
- Категория медиа (медийная) (media category) виды (пресса, телевидение, кинематограф, радио, интернет и др.) медиа и жанры (репортаж, интервью, драма, комедия, портрет, пейзаж и др.) медиатекстов.
- Киноклуб (film club) учреждение, включающее комплекс выставочных и кинозалов, студий, фильмотеку и т.п. В рамках киноклубов проходят коллективные обсуждения фильмов (нередко с участием их авторов). Близкие понятия: медиацентр (media center), киноцентр (cinema center), медиаклуб (media club).
- Кинокритика (film criticism) область журналистики, творческо-познавательная деятельность, касающаяся как анализа, оценки различного рода аспектов функционирования кинематографа в социуме, так и конкретных кинематографических медиатекстов – фильмов. Близкие понятия – киноведение (film studies), медиакритика (media criticism).
- Кинообразование (film education) – процесс образования и развития личности средствами и на материале киноискусства с целью формирования культуры общения с экраном, творческих, коммуникативных способностей, умений интерпретации, анализа и оценки кинотекста, обучения различным формам ...
- Кинотекст (film text, film construct) – информационное сообщение, изложенное в любом виде и жанре кинематографа (игровой, документальный, анимационный, учебный, научно-популярный фильм);
- Ключевые понятия медиаобразования (key concepts of media education) – источник медийной информации» (media agency), «категория медиа» (media category), «технология медиа» (media technology), «медиаязык» (media language), «аудитория медиа» (media audience), «медийная репрезентация/переосмысление» (media representation) и др.
- Код (code) – результат приведения в систему неких условных понятий, чтобы знакомая с «кодом» аудитория могла опираться на него при восприятии, интерпретации и анализе медиатекста (например, марка студии, эмблема и пр.).
- Коллаж (collage) – использование разностильных объектов и фактур в одном медиатексте.
- Коммуникативистика (communication studies) наука, изучающая гуманитарные аспекты коммуникации, развития информационных систем и средств, характер, формы, результаты их воздействия на социум. Близкие понятия: коммуникология, теория коммуникации.
- Коммуникатор (communicator) инициатор коммуникативных связей; лицо или группа лиц, создающих и передающих сообщения, медиатексты.
- Коммуникация (communication) связь, путь сообщения, общение, передача информации, в том числе – медийной (вербальная, невербальная, визуальная, аудиовизуальная, групповая, массовая, межличностная, внутриличностная, дистанционная, тактильная, контактная, конфликтная, культурная, межкультурная, социальная, ...
- Коммуникация аудиовизуальная (audiovisual communication) связь, путь сообщения, общение, передача информации, в том числе – медийной; взаимодействие в процессе аудиовизуального, медийного восприятия.
- Коммуникация визуальная (visual communication) связь, путь сообщения, общение, передача визуальной информации, в том числе – медийной; взаимодействие в процессе визуального, зрительного восприятия.
- Коммуникация звуковая (audio communication, sound communication) связь, путь сообщения, общение, передача звуковой информации, в том числе – медийной; взаимодействие в процессе слухового восприятия.
- Коммуникация массовая (mass communication) связь, путь сообщения, общение, передача информации, в том числе – медийной (вербальная, невербальная, визуальная, аудиовизуальная, межличностная, внутриличностная, дистанционная, тактильная, контактная, конфликтная, культурная, межкультурная, социальная, педагогическая и др. ...
- Коммуникация медийная (media communication) связь, путь сообщения, общение, передача медийной информации; взаимодействие в процессе медийного восприятия.
- Компетентность медийная (media compentence) совокупность мотивов, знаний, умений, способностей личности(показатели: мотивационный, контактный, информационный, перцептивный, интерпретационный/оценочный, практико-операционный/деятельностный, креативный), способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, ...
- Контент-анализ (сontent аnalysis) количественный анализ медиатекстов (определение категории медиатекста, систематизация фактов, выводы о типах повествования, символах, языках, формах и т.д.; о том, как часто проявляются те или иные факторы, например, стереотипы в сюжете). Применим также к анализу работы медийных ...
- Культура аудиовизуальная (audiovisual culture) совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области аудиовизуальных медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории аудиовизуальная культура может выступать системой уровней развития личности ...
- Культура визуальная (visual culture) совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области визуальных медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории визуальная культура может выступать системой уровней развития личности человека, ...
- Культура медийная (media culture) совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории медийная культура может выступать системой уровней развития личности человека, способного ...
- Культура медийная массовая (mass media culture) система производства, распространения, рекламы, продажи относительно несложных для восприятия медиатекстов, рассчитанных на массовую аудиторию. Некоторые теоретики отождествляют массовую и популярную культуру (pop culture).
- Купирование (crop) – усечение аудиовизуального образа медиатекста.
- Логотип медийный (media logo) символическая, стилизованная эмблема медийной фирмы, агентства.
- Манипуляция медийная (media manipulation) система приемов и способов медийных воздействий на аудиторию с целью навязывания каких-либо идей, мнений или введения в заблуждение.
- Маркетинг медийный (media marketing) стратегия, система управления планированием, финансированием, производством, распространением, анализом возможностей и вкусов потенциальных потребителей, рекламой, ценообразованием и продажей медийных продуктов, медиатекстов, основанная на всестороннем анализе рынка.
- Марчандайзинг медийный (media merchandising) часть рекламной компании, включающей выпуск сопутствующих товаров, имеющих отношение к тому или иному медиатексту или медийному событию, их распространение, продажу.
- Медиа (media): «средства (массовой) коммуникации - технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между субъектом (автором медиатекста) и объектом (массовой аудиторией).
- Медиа-арт (media art) искусство создания медиатекстов при помощи медиатехники.
- Медиавоздействие (effects, media effects) – воздействие медиатекстов на аудиторию: в сфере воспитания и образования, развития сознания, формирования поведения, взглядов, реакций, откликов, распространения информации и т.д.
- Медиавосприятие (media perception): восприятие «медиареальности», чувств и мыслей авторов медиатекстов.
- Медиаграмотность (media literacy) – результат медиаобразования или изучения медиа. Чем больше вы изучаете медиа (с помощью медиа), тем более вы медиаграмотны: медиаграмотность – это способности экспериментирования, интерпретации/анализа и создания медиатекстов» [Worsnop, C. Screening Images: ...
- Медиаграмотность (media literacy) – выступает за то, чтобы человек был активным и медиаграмотным, обладающим развитой способностью к восприятию, созданию, анализу, оценке медиатекстов, к пониманию социокультурного и политического контекста функционирования медиа в современном мире, кодовых и ...
- Медиаграмотность (media literacy) - результат процесса медиаобразования (media education) [В.Гура, А.Короченский, В.Монастырский, С.Пензин, Л.Усенко, А.Федоров, J.Pungente, I.Rother, D.Suess, Ch.Worsnop].
- Медиаграмотность (media literacy) – способность использовать, анализировать, оценивать и передавать сообщения (messages) в различных формах» [Kubey, R. Media Education: Portraits of an Evolving Field. In: Kubey, R. (Ed.) Media Literacy in the Information Age. – New Brunswick & London: ...
- Медиаграмотность (media literacy) - умение анализировать и синтезировать пространственно-временную реальность, умение «читать» медиатекст.
- Медиаграмотность (media literacy) призвана помочь людям понимать, создавать и оценивать культурную значимость аудиовизуальных и печатных текстов. Медиаграмотный индивидуум, которым должен иметь возможность стать каждый человек, способен анализировать, оценивать и создавать печатные и электронные ...
- Медиадидактика (media didactics) теория медийного обучения, включающая цели, содержание, организационные формы, способы и средства, помогающие развитию медиаграмотности/ медиакомпетентности.
- Медиаизмерения (media measurements) процесс получения данных о числе, структуре медийной аудитории, предоставляемой в определенном отрезке времени и месте. Измерение телеаудитории, например, основано на получении информации о просмотрах телепередач с помощью специальных приборов-датчиков, присоединенных к ...
- Медиаклуб (media club) учреждение, включающее комплекс выставочных и медиазалов, студий, медиатеку и т.п. В рамках медиаклубов проходят коллективные обсуждения медиатекстов (нередко с участием их авторов). Медиаклуб, специализирующийся только на кинематографе называется киноклубом (film club). Близкие ...
- Медиакомпетентность личности (media competence of personality) совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей (показатели: мотивационный, контактный, информационный, перцептивный, интерпретационный/оценочный, практико-операционный/деятельностный, креативный), способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, ...
- Медиакомпетентность педагога (media competence of educator) совокупность его мотивов, знаний, умений, способностей (показатели: мотивационный, информационный, методический, практико-операционный/деятельностный, креативный), способствующих медиаобразовательной деятельности в аудитории различного возраста [Федоров, 2007].
- Медиакритика (media criticism) область журналистики, творческо-познавательная деятельность, в ходе которой осуществляется критическое познание и оценка социально значимых, актуальных творческих, профессионально-этических аспектов информационного производства в средствах массовой информации с акцентом на ...
- Медиакультура (media culture) – совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории «медиакультура» или «аудиовизуальная культура» может выступать системой ...
- Медиалогия (media studies) наука, изучающая гуманитарные аспекты развития медиа, характер, формы, результаты их воздействия на социум.
- Медиаобразование (media education) – изучение медиа, которое отличается от обучения с помощью медиа. Медиаобразование связано одновременно с познанием того, как создаются и распространяются медиатексты, так и с развитием аналитических способностей для интерпретации и оценки их содержания (тогда ...
- Медиаобразование (media education) связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с ...
- Медиаобразование (media education) направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной ...
- Медиаобразование (media education) процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, ...
- Медиапедагог (media educator) специалист по теории и практике в области медиаобразования.
- Медиапедагогика (media pedagogy) наука о медиаобразовании и медиаграмотности. Раскрывает закономерности развития личности в процессе медиаобразования.
- Медиапиратство (media piracy) контрофактное/незаконное тиражирование, демонстрация, продажа медиатекстов. Близкое понятие: видеопиратство (video piracy).
- Медиапланирование (media planning) умение с учетом требований экономности и эффективности расходуемых средств планировать размещение рекламы в тех или иных медиа.
- Медиапсихология (media psychology) специальная отрасль психологии, исследующая психологические закономерности процессов функционирования медиа в социуме и психологические аспекты содержания медиатекстов разных видов и жанров.
- Медиатворчество (media creation) процесс созидательной деятельности в медийной сфере и его предметные результаты; взаимосвязанные процессы проективной деятельности и производства медиатекстов (Н.Ф.Хилько, 2000).
- Медиатека (media library, mediateque) учреждение или структурное подразделение учреждения, включающее совокупность фонда медиатекстов на любых носителях и разнообразных информационных, технических средств, мультимедиа; располагает комплексом оборудования для хранения и восприятия медиатекстов различных видов и на ...
- Медиатекст (media text, media construct) – информационное сообщение, изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм и пр.).
- Медиатерроризм (media terrorism) целенаправленное, планомерное, систематическое использование возможностей средств массовой информации (масс-медиа) для создания и тиражирования чувств страха (ужаса, беспокойства, тревоги) и распространения их в информационном пространстве в целях манипулирования общественным ...
- Медиацентр (media center) учреждение, включающее комплекс выставочных и кино/видеозалов, студий, офисов медийных фирм, медиатеку и т.п. Медиацентр, специализирующийся только на кинематографе называется киноцентром (cinema center).
- Медиаэкология (media ecology) раздел духовной экологии, в котором рассматриваются основные принципы медийного репертуара, культуры медиавосприятия; создание своеобразного иммунитета против низкокачественных медиатекстов, приобщение к медиакультуре, овладение духовно-нравственными и эстетическими критериями ...
- Медийные искусства (media arts) – искусства, основанные на медиаформе (то есть форме средств массовой коммуникации) воспроизведения действительности (средствами печати, фотографии, радио, грамзаписи, кино, телевидения, видеоарта, компьютерной графики и т.д.).
- Методика медиаобразования (methodology of media education) – процесс обучения основам медиакультуры в плане содержания данного образования и деятельности педагога и ученика, с учетом, вариативности, импровизации, диалогической формы преподавания и учения и требований к составляющим образовательного процесса.
- Методы медиаобразования (methods of media education): способы работы педагога и ученика, при помощи которого достигаются цели медиаобразования. Типичные методы: словесные (рассказ, лекция, беседа, взаимообогащающий диалог, обсуждение, анализ, дискуссия и т.д.); наглядные (просмотр аудиовизуального ...
- Модели коммуникации (communication models) социологические, психологические, семиотические, культурологические, эстетические, образовательные, воспитательные, этические и др., основанные на сложном взаимодействии коммуникатора и реципиента (пользователя, аудитории).
- Модели медиаобразования (media education models) образовательно-информационные (изучение теории и истории, языка медиакультуры и т.д.), опирающиеся в основном на культурологическую, эстетическую, семиотическую, социокультурную теории медиаобразования (подробный анализ такого рода теорий см.: А.В.Федоров, 2001, A.Fedorov, ...
- Мониторинг медийный (media monitoring) система сбора информации, социологических данных о медиа и медийной аудитории (регулярные наблюдения, опросы, тестирования, прогнозы, оценки).
- Монтаж (montage, cutting, cut) – процесс создания медиатекста путем «сборки», «склеивания» единого целого из отдельно взятых фрагментов.
- Мультимедиа (multimedia) комплекс технических/ компьютерных/программных средств, синтезирующий, часто в интерактивном режиме, текст, изображение и звук.
- Мышление аудиовизуальное (audiovisual thinking) творческая деятельность, основанная на эмоционально-смысловом соотнесении и образных обобщениях частей аудиовизуального текста.
- Мышление визуальное (visual thinking) творческая деятельность, основанная на эмоционально-смысловом соотнесении и образных обобщениях частей визуального текста.
- Мышление критическое (critical thinking) – аналитический процесс, основанный на развитом «аудиовизуальном восприятии» и «аудиовизуальном мышлении». Данный процесс приводит к интерпретации и оценке смысла (в том числе и «зашифрованного») медиатекста.
- Мышление критическое (critical thinking) по отношению к системе медиа и медиатекстам – аналитический процесс, основанный на развитом аудиовизуальном восприятии и мышлении. Данный процесс приводит к интерпретации и оценке смысла (в том числе и зашифрованного) медиатекста.
- Мышление критическое творческое по отношению к системе медиа и медиатекстам (critical creative thinking about media and media texts)сложный рефлексивный процесс мышления, который включает ассоциативное восприятие, синтез, анализ и оценку механизмов функционирования медиа в социуме и медиатекстов (информации/сообщений), в сочетании с аудиовизуальным ...
- Обозначение (denotation) – процесс, когда те или иные значения задаются медиатекстом.
- Образ аудиовизуальный (audiovisual image) материализация авторского замысла в конкретной аудиовизуальной, пространственно-временной форме аудиовизуального повествования.
- Образ медийный (media image) материализация авторского замысла в конкретной аудиовизуальной, пространственно-временной форме медийного повествования.
- Образ экранный (screen image) – материализация авторского замысла в конкретной аудиовизуальной, пространственно-временной форме экранного повествования.
- Образование/обучение аудиовизуальное (audiovisual education) процесс развития личности с помощью и на материале аудиовизуальных средств (массовой) коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и ...
- Образование/обучение дистанционное (distance education) учебный процесс с применением компьютерных сетей, интернета, электронной почты, мультимедиа, позволяющий преподавателям и учащимся находится на значительном расстоянии друг от друга.
- Образование/обучение медийное (media education) процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, ...
- Общество информационное (information society) ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП), возникновением глобального информационного пространства, обеспечивающего ...
- Память виртуальная (virtual memory) комплекс программ и запоминающих устройств в компьютере.
- Педагогика медийная (media pedagogy) специальная отрасль педагогики, то есть наука о медиаобразовании и медиаграмотности. Раскрывает закономерности развития личности в процессе медиаобразования.
- Перцепция аудиовизуальная (audiovisual perception) см. восприятие аудиовизуальное.
- Перцепция визуальная (visual perception) см. восприятие визуальное.
- Перцепция медийная (media perception) см. восприятие медийное.
- План (frame) – масштаб изображения (общий, средний, крупный, деталь); «установочный план» – «крупный план» – close-up.
- Показатели развития медиаграмотности/медиакомпетентности аудитории (audience media literacy/competence levels): 1)мотивационный (мотивы контакта с медиатекстами: жанровые, тематические, эмоциональные, гносеологические, гедонистические, психологические, моральные, интеллектуальные, эстетические, терапевтические и др.); 2) контактный (частота общения/контакта с произведениями ...
- Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности (levels of development of the professional knowledge and skills necessary for teachers’ media education activity): 1) мотивационный (мотивы медиаобразовательной деятельности: эмоциональные, гносеологические, гедонистические, нравственные, эстетические и др.; стремление к совершенствованию своих знаний и умений в области медиаобразования); 2) информационный (уровень информированности, ...
- Понятия медиаобразования ключевые/основные (key concepts of media education) источник медийной информации, медийное агентство (media agency), категория медиа (media category), технология медиа (media technology), медиаязык (media language), аудитория медиа (media audience), медийная репрезентация/переосмысление (media representation) и др.
- Портфолио (portfolio) систематизированный набор медиатекстов, объединенных по тематическому, хронологическому или иному принципу. Эффективно применяется в процессе информационного и медиаобразования.
- Предмет медиаобразования (subject of media education) – взаимодействие человека с медиа, медиаязык и его использование в социуме, медиа и его функционирование в социуме, система знаний и умений, необходимых человеку для полноценного восприятия и анализа медиатекстов, для социокультурного развития творческой личности.
- Предубеждения медийные (media bias) предпочтения какой-либо точки зрения, предрассудки относительно медиатекстов, их влияния на аудиторию, их роли в обществе и т.д.
- Принципы медиаобразования (media education principles) (Masterman, 1998): - медиаобразование – это серьезная и важная область, связанная с большинством социальных структур демократического общества; - центральная концепция медиаобразования - переосмысление/репрезентация. Медиа не отражают реальность, а переосмысляют/представляют ...
- Пропаганда медийная (media propaganda) система приемов и способов медийных воздействий на аудиторию с целью активного, наступательного навязывания каких-либо идей, мнений, суждений.
- Пространство медиаобразовательное (media education space) реальность, организованная и управляемая единой выработанной концепцией, подходами и механизмами реализации общей стратегии формирования, развития и достижения целей повышения культурного, медиаобразовательного и профессионального уровней субъектов, объединенных на единой ...
- Психология медийная (media psychology) специальная отрасль психологии, исследующая психологические закономерности процессов функционирования медиа в социуме и психологические аспекты содержания медиатекстов разных видов и жанров.
- Ракурс (angle) – угол съемки, угол «зрения» камеры по отношению к изображаемому объекту.
- Раскадровка (storyboard) – покадровое планирование экранного медиатекста на предварительной стадии его создания.
- Реальность виртуальная (virtual reality) репрезентация/переосмысление реального мира с помощью компьютера и мультимедийных средств.
- Репрезентация медийная (media representation) переосмысление, трактовка реальности в медиатексте.
- Ресурс информационно-образовательный (ИОР) (information education resource) наиболее широкое понятие, охватывающее различные виды ин¬формационных ресурсов (в отличие от ресурсов материальных), используемых в образовании. Примерами информационных ресур¬сов являются: учебник, видеофильм, редактор текста, еженедельная телевизионная передача и т.д.
- Ресурс цифровой образовательный (ЦОР) (digital educational resource) информационный образовательный ресурс, хранимый и пере¬даваемый в цифровой форме, наиболее общее понятие, относяще¬еся к цифровому информационному объекту, предназначенному для использования в образовании. Таким объектом может быть ци¬фровой видеофильм, редактор звуковых файлов, ...
- Ресурс электронно-образовательный (ЭОР) (electronic educational resource) информационный образовательный ресурс, хранимый и пере¬даваемый в электронной форме, наиболее общее понятие, относяще¬еся к электронному информационному объекту, предназначенному для использования в образовании.
- Ритм (rhythm) – одно из средств формообразования в медиатексте, основанное на закономерной повторяемости в пространстве или во времени неких элементов через соизмеримые интервалы.
- Символ (symbol) - условный знак, обозначающий иной смысл, образ предмета, который имеет несколько значений.
- Смысловые части (единицы) медиатекста (parts of media text’s meaning) - события, сцены, эпизоды, кадры, элементы композиции, создающие единый медиатекст.
- Сообщение медийное (media message) информация, переданная по медийным каналам.
- Среда медиаобразовательная (media educational environment) многоаспектная целостная, социально-психологическая медийная реальность, предоставляющая совокупность необходимых психолого-педагогических условий, современных технологий обучения и программно-методических средств обучения, построенных на основе современных информационных и ...
- Среда медийная (media environment) совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи медиатекстов, обеспечивающих определенный режим работы и условия выполнения ее задач; реальность, в которую погружаются люди, находящиеся в контакте с медиа.
- Средства массовой информации технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения и распространения информации для массовой аудитории.
- Средства массовой коммуникации (mass media) - технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между субъектом (коммуникантом) и объектом (коммуникатором);
- Средства обучения аудиовизуальные (audiovisual educational media) технические средства и медиатексты, предназначенные для зрительного и слухового воздействия и восприятия в образовательном процессе.
- Средства обучения визуальные (visual educational media) технические средства и визуальные тексты, предназначенные для зрительного воздействия и восприятия в образовательном процессе.
- Средства обучения звуковые (audio educational media) технические средства и медиатексты, предназначенные для слухового воздействия и восприятия в образовательном процессе.
- Стереотипы медийные (от греческих слов stereos - твердый и typos – отпечаток) (media stereotypes) схематичные, усредненные, привычные, стабильные представления о жанрах, социальных процессах/событиях, идеях, людях, доминирующих в медиатекстах, рассчитанных на массовую аудиторию.
- Сцена (scene) – часть медиатекста, ограниченная местом действия.
- Сценарий (script, scenario) – литературная основа медиатекста.
- Сюжет (subject; topic) – содержание действия, «осмысленная фабула» медиатекста.
- Творчество аудийное (audio creation) процесс созидательной деятельности в аудиосфере, основанный на использовании образов звукового ряда, и его предметные результаты (Н.Ф.Хилько, 2000).
- Творчество аудиовизуальное (audiovisual creation) процесс созидательной деятельности в аудиовизуальной сфере, основанный на использовании образов звукозрительного ряда, и его предметные результаты (Н.Ф.Хилько, 2000).
- Творчество визуальное (visual creation) процесс созидательной деятельности в визуальной сфере, основанный на использовании образов зрительного ряда, и его предметные результаты (Н.Ф.Хилько, 2000).
- Творчество медийное (media creation) процесс созидательной деятельности в медиасфере, основанный на использовании образов медийного ряда, и его предметные результаты (Н.Ф.Хилько, 2000).
- Текст аудийный (audio text) сообщение, изложенное в любом виде и жанре, и предназначенное для слухового восприятия аудиторией.
- Текст аудиовизуальный (audiovisual text) сообщение (телепередача, видеоклип, фильм и пр.), изложенное в любом виде и жанре, и предназначенное для одновременного зрительного и слухового восприятия аудиторией.
- Текст визуальный (visual text) сообщение (фотография, немой фильм, плакат и др.), изложенное в любом виде и жанре, и предназначенное только для зрительного восприятия аудиторией.
- Текст медийный (media text) сообщение (телепередача, видеоклип, фильм и пр.), изложенное в любом виде и жанре медиа, и предназначенное для одновременного зрительного и слухового восприятия аудиторией.
- Тема (theme) – жизненный материал медиатекста.
- Теория медиаобразования теологическая/религиозная (theological approach) Теоретической базой здесь является близкая к этической теологическая теория медиа. Предполагается, что медиа способны формировать определенные духовные, этические/моральные, ценностные принципы аудитории (особенно это касается несовершеннолетних). Из этого вытекает главная ...
- Теория медиаобразования идеологическая (ideological approach) Теоретической базой тут является идеологическая теория медиа. Предполагается, что медиа способны целенаправленно манипулировать общественным мнением, в том числе в интересах того или иного социального класса, расы или нации. Несовершеннолетняя аудитория становится самой легкой ...
- Теория медиаобразования как источника «удовлетворения потребностей» аудитории (uses and gratifications approach) Теоретической основой здесь служит теория «потребления и удовлетворения» в области медиа. Имеется в виду, что влияние медиа на аудиторию ограничено, учащиеся могут сами правильно выбрать и оценить медиатекст в соответствии со своими потребностями. Следовательно, приоритетная ...
- Теория медиаобразования как развития «критического мышления» (critical thinking approach, critical autonomy approach, critical democratic approach, le jugement critique, l’esprit critique, representational paradigm) Термин «критическое мышление» определяется Американской философской ассоциацией (APA) следующим образом: «целеустремленное, саморегулирующееся суждение, которое завершается интерпретацией, анализом, оценкой и интерактивностью, также как объяснением очевидных, концептуальных, ...
- Теория медиаобразования культурологическая (cultural studies approach) В качестве теоретической основы здесь используется культурологическая теория медиа. Утверждается, что медиа, скорее, предлагают, чем навязывают интерпретацию медиатекстов. Аудитория всегда находится в процессе диалога с медиатекстами и их оценивания (Piette & Giroux, 1997). ...
- Теория медиаобразования практико-ориентированная (practical approach, technology approach, hands-on making approach) Известна также под названием «медиаобразование как «таблица умножения» (то есть имеется в виду, что практическое умение работать с медийной аппаратурой учащимся надо знать также хорошо, как таблицу умножения). Теоретической базой здесь служит адаптированная теория «потребления ...
- Теория медиаобразования протекционистская («инъекционная», «защитная», «прививочная») (protectionist approach, inoculatory approach, inoculative approach, hypodermic needle approach, civil defense approach, l’approche vaccinatoire) Ее основа - «инъекционная» теория медиа. Данную теорию часто называют также «протекционистской» (предохранительной от вредных воздействий медиа), «теорией гражданской защиты» (то есть опять-таки защиты от медиа) или теорией «культурных ценностей» (имеется в виду, что ...
- Теория медиаобразования семиотическая (semiotic approach, le decodage des medias) Эта теория опирается на труды теоретиков медиа семитического (структуралистского) направления, как Р.Барт (R.Barthes, 1964; К.Metz, 1964 и др.). Медиапедагоги-«семиотики» утверждают, что медиа часто стремятся завуалировать многозначный знаковый характер своих текстов, а это ...
- Теория медиаобразования социокультурная (social and cultural approach) теория, теоретическая база которой основана на двух компонентах - культурологическом (необходимость образования как результат развития медиакультуры) и социологическом (как результат осознания в педагогике значимости социальной роли медиа). Основные положения социокультурной ...
- Теория медиаобразования экологическая (ecologic approach, therapy approach) Эта теория опирается на труды известных ученых экологов и философов (В.И.Вернадского, Л.Н.Гумилева и др.). Медиапедагоги-«экологи» убеждены, что необходимо развитие экологии медийного восприятия как составной части медиаграмотности человека, предполагающей терапевтическую ...
- Теория медиаобразования эстетическая (художественная) (aesthetical approach, media as popular arts approach, discriminatory approach) Теоретическая база здесь во многом совпадает с культурологической теорией медиаобразования. Однако главная цель медиаобразования видится в том, чтобы помочь аудитории понять основные законы и язык спектра медиатекстов, имеющих прямое отношение к искусству, развить ...
- Теория медиаобразования этическая (ethic approach, moral approach) Теоретической базой здесь является этическая теория медиа. Предполагается, что медиа способны формировать определенные этические/моральные принципы аудитории (особенно это касается несовершеннолетних). Из этого вытекает главная цель этического медиаобразования: приобщить ...
- Терроризм медийный (media terrorism) целенаправленное, планомерное, систематическое использование возможностей средств массовой информации (масс-медиа) для создания и тиражирования чувств страха (ужаса, беспокойства, тревоги) и распространения их в информационном пространстве в целях манипулирования общественным ...
- Технологии аудиовизуальные (visual technologies) совокупность методов, аудиовизуальных средств, обеспечивающих осуществление сбора, хранения, переработки и передачи аудиовизуальной информации.
- Технологии коммуникационные (communication technologies) технологии, предназначенные для обеспечения оперативной связи и доступа к информационным ресурсам в любой отрасли знаний без ограничения по объему и скорости.
- Технологии медийные (media technologies) способы создания медиатекстов с помощью комплекса медиатехники.
- Технологии мультимедийные (multimedia technologies) способы подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование различных ситуаций под единым управлением интерактивного программного обеспечения (М.Кирмайер). Под средствами мультимедиа понимают комплекс аппаратных и программных средств, ...
- Технологии обучения аудиовизуальные (audiovisual educational technologies) способы построения деятельности с применением аудиовизуальных средств для достижения педагогических целей.
- Технологии обучения компьютерные (computer educational technologies) совокупность методов, приемов, способов создания педагогических условий работы на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, ...
- Технологии обучения медийные (media educational technologies) способы построения деятельности с применением медиа для достижения педагогических целей.
- Условность медиатекста (convention) – элементы кода, общепринятый способ извещения о специфическом значении той или иной части медиатекста.
- Фабула (plot, story) – цепь событий в сюжете медиатекста.
- Фандрайзинг медийный (media fundrising) формирование бюджета медийного проекта из различных источников (государственных, спонсорских, грантовых, личных и пр.).
- Фильмотека (film library) частная или публичная коллекция, фильмофонд (в том числе и в электронном виде, в интернете). Близкие понятия: библиотека, медиатека, фонотека, фототека, видеотека.
- Фокус-группа медийная (media focus group) выбранная по определенным признакам аудитория для изучения реакции на ту или иную информацию, медиатекст. Методы сбора данных о реакциях, мнениях фокус-группы зависят от конкретных целей исследования.
- Фонотека (sound library) частная или публичная коллекция, фонд звуковых текстов (в том числе и в электронном виде, в интернете). Близкие понятия: библиотека, медиатека, фонотека, фототека, видеотека.
- Формы медиаобразования (forms of media education): интеграция в традиционные учебные предметы, автономные курсы, кружки, медиа/киностудии, медиа/киноклубы и др.
- Фототека (photo library) частная или публичная коллекция, фонд фотографий, слайдов (в том числе и в электронном виде, в интернете). Близкие понятия: библиотека, медиатека, фототека, видеотека.
- Фраза монтажная (cutting phrase)– последовательность кадров, объединенных общим смыслом.
- Функции коммуникации (communication functions) информационная, познавательная, социальная, психологическая, регулятивная, воздействующая, культурологическая, прогностическая, манипулятивная, развлекательная и др.
- Функции медиакритики (media criticism functions) информационно-коммуникативная, просветительская, познавательная, регулятивная, коррекционная, социально-организаторская, коммерческая, культурологическая, манипулятивная и др.
- Функции медиаобразования (media education functions) информационно-коммуникативная, просветительская, познавательная, коррекционная, социальная, психологическая, культурологическая, эстетическая, этическая, практико-ориентированная и др.
- Функции медийные (media functions) информационная, познавательная, социальная, психологическая, регулятивная, воздействующая, культурологическая, прогностическая, манипулятивная, развлекательная и др.
- Чат (chat) сетевая форма общения on-line.
- Экология медийная (media ecology) раздел духовной экологии, в котором рассматриваются основные принципы медийного репертуара, культуры медиавосприятия; создание своеобразного иммунитета против низкокачественных медиатекстов, приобщение к медиакультуре, овладение духовно-нравственными и эстетическими критериями ...
- Эпизод (episode) – часть медиатекста, состоящая из одной или нескольких сцен, которые объединены общей темой, общим конфликтом.
- Эффект медийный (media effect) различного рода (психологическое, этическое, эстетическое, терапевтическое и др.) воздействие, влияние медиа и медиатекстов на аудиторию. Аналог: медийное воздействие.
- Язык аудийный (audio language) комплекс средств и приемов аудиовыразительности и коммуникации.
- Язык аудиовизуальный (audiovisual language) комплекс средств и приемов аудиовизуальной выразительности и коммуникации.
- Язык визуальный (visual language) комплекс средств и приемов визуальной выразительности и коммуникации.
- Язык коммуникации (communication language) комплекс средств и приемов общения.
- Язык медиа (discourse, media language) - комплекс средств и приемов экранной выразительности.
- Язык медийный (media language) комплекс средств и приемов медийной выразительности и коммуникации.