Перейти прямо к содержимому страницы

Новости

03.07.2014
MЕДИЙНАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ : НА ПОРОГЕ ГЛОБАЛЬНОГО ПРОРЫВА. ЮНЕСКО-2014. Никогда не мечтала о том, что не могло бы осуществиться. Наверное, поэтому никогда не думала побывать в Париже. Оказия была неожиданной, заманчивой и многообещающей. 27 - 28 мая 2014 года в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже проходил Европейский форум по медиаграмотности. Три ключевых слова: медиафорум, штаб-квартира ЮНЕСКО и Париж - призывали немедленно принять решение и сделать реальностью то, о чем даже не мечталось… Европейский форум по медиаграмотности финансировался Европейской Комиссией и ЮНЕСКО, был организована совместно с Проектом EMEDUS и Gabinete де Comunicación у Educacion (UAB) в рамках Глобального Альянса по Партнерству в Медийной и Информационной Грамотности (GAPMIL). В результате углубленного исследования в 27 европейских странах, проект EMEDUS предложил рекомендации по совершенствованию медиаобразования в каждом из этих ареалов. Предполагалось, что мероприятие соберет представителей правительств, руководителей мас-медиа, экспертов, преподавателей, работников средств массовой информации, медиаотрасли, научных работников, фонды с целью рапространения медийной и информационной грамотности в Европе, что обсуждение политики медиаграмотности (MIL) на европейском уровне будет способствовать в этом направлении сотрудничеству и инициативе на национальных и европейском уровнях. MIL Форум был продуктом международного сотрудничества между ЮНЕСКО, Европейской комиссии (ЕК), Автономного университета Барселоны и других партнеров, в рамках Глобального альянса по партнерству на СМИ и информационной грамотности (GAPMIL). В мероприятии приняли участие более 350 человек со всей Европы и из более чем 15 стран за пределами Европы. Среди участников были эксперты MIL, учителя, представители средств массовой информации, информационные и технологические специалисты, промышленности, школ, аудио-визуальных властей, медиа-организаций, исследователей, фонды, организации гражданского общества, а также политические и регулирующие органы. Основная цель Форума заключалась в содействии продвижения рекомендаций по включению медиаобразования в школьные программы европейских государств и развития инициатив в области неформального образования и образования для уязвимых групп населения. Форум проходил в режиме пленарных и секционных сессий в виде дебатов среди представителей разных учреждений, экспертов, специалистов отрасли, учебных заведений и средств массовой информации, а также среди политических и регулирующих органов. Предполагалось поощрять создание совместной платформы, которая составляет европейский Глобальный альянс партнерства в медиа- и информационной грамотности (GAPMIL). На Форуме были также представлены окончательные результаты общеевропейского сотрудничества в сети науки и технологии (COST) и ANR TRANSLIT. Проект оценивается профиля MIL из 29 стран по всей Европе. Он рассмотрел различные аспекты MIL включая ресурсы, рамки политики, финансирования и подготовки кадров, имеющиеся в каждой стране и оценивающими степень, в которой размерность уже присутствует или прогрессирует. Пленарные заседания вел модератор, который предоставлял слово 5 -7 основным докладчикам, излагающим свое видение проблемы, вынесенной в название заседания. После выступлений докладчики отвечали на вопросы. В обсуждении позиций докладчиков через свободный микрофон могли принять участие все желающие. На девяти секционных заседаниях, напоминающих «круглые столы», обсуждались актуальные проблемы, заранее объявленные оргкомитетом Форума: Сессия 1 – Формальное образование: новый учебный план; Сессия 2 – MIL и межкультурный диалог; Сессия 3 – Исследование и оценка в медийной и информационной грамотности; Сессия 4 – Регулирующие органы и MIL; Сессия 5 – Семья, СМИ и MIL; Сессия 6 – MIL и последствия для политики; Сессия 7 – Содействие Filmграмотности; Сессия 8 – Информальное образование, социальная интеграция и MIL; Сессия 9 – Медиапромышленность и MIL. Интересным, в частности, было обсуждение системы международного сотрудничества в развитии медиа-и информационной грамотности и интеркультурного диалога (МИГИД), которая воплощается с помощью программы МИГИД сети двустороннего сотрудничества университетов (UNITWIN), основанный на инициативе ЮНЕСКО и Альянса цивилизаций ООН (UNAOC). Эта программа была создана, чтобы служить катализатором и посредником для инновационных проектов, направленных на снижение поляризации между нациями и культурами на основе взаимного сотрудничества, посокльку нынешние глобальные вызовы требуют безотлагательного реагирования и действий для того, чтобы гарантировать мирное сосуществование, гармонию и взаимодействие между людьми с разными культурными традициями, путем внедрения культурного и языкового разнообразия и интеркультурного диалога. Средства массовой информации имеют много возможностей для международного диалога при условии предоставления им свободы и независимости. Именно поэтому международные организации уделяют значительное внимание развитию медиа-и информационной грамотности. Сеть UNITWIN ныне состоит из восьми университетов из разных географических регионов, среди них: Автономный университет Барселоны, Испания; Каирский университет, Египет; Университет Вест-Индии, Ямайка; Университет Сан-Паулу, Бразилия; Temple University, США; Университет Циньхуа, Китай; Технологический университет Квинсленда, Австралия; Университет Сиди Мохамед Бин Абделла, Фез, Марокко. Эти университеты сотрудничают с целью способствовать проведению исследований, направленных на совершенствование системы образования и подготовки кадров, а также осуществление пропаганды медиа-и информационной грамотности и интеркультурного диалога. Сеть также включает ассоциированных членов, таких как Северный информационный центр исследований в области журналистики и коммуникаций (NORDICOM), и постепенно расширяется. Основной задачей сети UNITWIN, кроме содействия сотрудничеству между университетами-членами, является создание потенциала в каждой стране мира для продвижения сферы медиа-и информационной грамотности и интеркультурного диалога, а также обеспечение свободы слова, свободы информации и свободного потока идей и знаний. Деятельность сети включает в себя разработку университетами разных стран широкого спектра так называемых МИГИД-проектов, а также обмен опытом и достижениями в области медиа-и информационной грамотности между различными странами. Университеты, входящих в сеть UNITWIN, активно исследуют возможности интеграции МИГИД в высшее образование. В частности, это новые спецкурсы для студентов: в Университете Вест-Индии внедрено два спецкурса - «Обучение информационной грамотности» и «Инструкции по информационной грамотности»; в Университете Циньхуа студентов знакомят с основами сбора информационных материалов и особенностями создания новостей с помощью курса «Обучение студентов-нежурналистов создания новостей». Здесь также уделяется внимание внедрению в процесс обучения одной из основных концепций медиа-и информационной грамотности - «активного расследования» - путем введения методов поощрения активности студентов при проведении лекций и уменьшение роли педагога. В Университете Сан-Паулу активно используются медиаклассы. Технологический университет Квинсленда внедряет практику проведения дискуссий о медиа-и информационной грамотности в детских садах, а также занимается разработкой такого онлайн-курса, который был бы доступным для педагогов любой страны мира. В Университете Темпл, США существует Центр медиа-и информационной грамотности, здесь также думают о создании Медиаклуба, который можно было бы посещать в свободное от занятий время. Автономный университет Барселоны исследует МИГИД и возможности ее внедрения в систему образования в контексте политики с учетом ее влияния на все сферы жизни общества. Основной задачей сети UNITWIN, кроме содействия сотрудничеству между университетами-членами, является создание потенциала в каждой стране мира для продвижения сферы медиа-и информационной грамотности и интеркультурного диалога, а также обеспечение свободы слова, свободы информации и свободного потока идей и знаний. Деятельность сети включает в себя разработку университетами разных стран широкого спектра так называемых МИГИД-проектов, а также обмен опытом и достижениями в области медиа-и информационной грамотности между различными странами. В целом эта инициатива основана на предпосылке, что если гражданам со всего мира улучшить их коммуникативные способности и способность к критическому мышлению, они смогут внести свой вклад в развитие демократического общества и обеспечения мира и гармоничных отношений между представителями различных культур и наций. …По каждому заявленному направлению на Форуме предлагались вопросы для обсуждения. Например, их перечень по проблематике „MIL и межкультурный диалог” выглядит так: Осознаем ли мы роль средств массовой информации в качестве инструмента для создания межкультурного диалога? Являются ли новые медиа и социальные медиа способом расширения возможностей людей и создания более широкого понимания межкультурных и национальных реалий? Как критическое понимание (и другие понятия, связанные с расширения прав и возможностей) материалов средств массовой информации может помочь справиться с предрассудками и неравенством воспроизводимых на определенных информационных и развлекательных каналах, и как оно может усилить социальную интеграцию? Достаточно ли эффективны медиаобразование и общие инициативы СМИ, стремящиеся сформировать диалог, понимание и расширение прав и возможностей у граждан, занимающихся национальными или международными конфликтами? Как способствовать такой акции? Как обеспечить инструменты (как технические, так и академические) и объяснить важность понимания информации и подготовки содержание качества в этих видах контекстов? Миграционные движения и межкультурный диалог. Есть ли новые вызовы в условиях экономического кризиса? Как способствовать медиаобразованию в период кризиса для того, чтобы создать новые возможности? В этом смысле, может новые технологии направлять процессы включения и обсуждения такие как межкультурного диалога? Что должно быть принято во внимание? и др. Направление „Семья, СМИ и MIL”: Как ориентировать ML для родителей и семьи? Кто должен нести ответственность за выдачу такой ориентации? Есть ли правительственные кампании и специальная политика на ML, адресованные семьям? Объясните, как гарантировать удовлетворительное сопровождение от родителей к детям в области потребления безопасных средств массовой информации, расширения прав и возможностей, создание содержания и критического понимания продуктов, относящихся к информации и культуре? и др. В то время, как ключевые возможности создаются для людей во всем мире в современном цифровой среде, существует также ряд новых проблем, таких как перегрузка информацией, этические вопросы. Общество в цифровой век требует MIL-компетенций, потому Декларация призывает к участию все заинтересованные стороны для эффективного продвижения MIL для всех граждан, призывает всех участников, таких как журналистов и СМИ, библиотекарей, аудиовизуальных власти, педагогов, аудиовизуальных власти и частного сектора, работать вместе. Форум доложен дать импульс национальным политикам и стратегиям по MIL для поддержки свободных, независимых и плюралистических средств информации, а также дать возможность гражданам эффективно реагировать на вопросы конфиденциальности, безопасности и этики в эпоху цифровых технологий. Заинтересованные стороны определили проблемы в установлении политики MIL для достижения этих целей. Профессор Хосе Хосе Мануэль Перес Тореро, заведующий кафедрой журналистики и коммуникации в Автономного университета Барселоны - лидер этой исследовательской инициативы - заметил "Медиа [и информационная] грамотности это не просто одна цель. Это катализатор для привлечения инноваций в образовании, связи, культуры и политики… это возможность обновить обучение и преподавание". Общее настроения участников: первый вропейский MIL Форум имел огромный успех. Качество вмешательства в обсуждаемые проблемы участников привело к обмену знаний. Как отметил один из участников, "... Конференция была замечательной. MIL находится на пороге глобального прорыва ... " На заключительном пленарном заседании было решено, что Форум будет проходить ежегодно в качестве платформы для Европейского отделения GAPMIL. Участники первого европейского формуа по медиа- и информационной грамотности (MIL) приняли Парижскую декларацию по MIL в цифровую эпоху Декларация подтверждает важность MIL и призывает к новым акцентам медиа-ифнормационной грамотности в сегодняшней цифровой среде, а также к сотрудничеству между ключевыми субъектами и группами различных заинтересованных сторон для продвижения MIL для всех. Парижская декларация признает, что MIL компетенции и технологические компетенции дополняют друг друга. В то время имеет значение, какая технология доступна для граждан. И даже более важно сосредоточиться на том, что граждане хотят делать с информацией или как они реагируют на нее, на средства массовой информации и технологии, как это влияет на желание граждан участвовать в самореализации, культурном обмене культуру и в их стремлении быть этичными. Способность успешно использовать информацию и средства массовой информации в различных контекстах требует определенных MIL компетенций. Декларация призывает к эффективному продвижению MIL для всех граждан, призывая всех заинтересованных участников работать вместе. Опираясь на итоги Европейского форума, ЮНЕСКО, Национальный автономный университет Мексики и Автономный университет Барселоны договорились совместно организовать и провести первый в Латинской Америке и Карибском бассейне MIL Форум. Эта встреча пройдет в Мексике 10 - 11 декабря 2014 года. Чтобы вспомнить хорошие времена на встрече ЮНЕСКО организаторы подготовили и разослали участникам форума картинную галерею Форума, чтобы вместе еще не раз вернуться к приятным воспоминаниям… …Не успели мы пережить все парижские впечатления (и не только от Форума в Штаб-квартире ЮНЕСКО), как электронная почта принесла письмо-благодарность „Спасибо за участие!», подписанное Хосе Мануэль Перес Тореро, главным координатором EMEDUS проекта, директором исследовательской группы Gabinete де Comunicación у Educacion, заведующего кафедрой журналистики и коммуникационных наук в Автономном университете Барселоны. Благодарность была отправлена всем участникам «за активное участие и энтузиазм на Форуме». Отмечалось, что Форум открыл, благодаря нам, большие перспективы на пути, прокладываемом медиа-информационной грамотностью. В письме говорилось об удовольствии организаторов рассчитывать на поддержку участников Форума для будущих проектов и встреч. Отмечалось также, что этот первый Форум зафиксировал необходимость регулярного обсуждения актуальных проблем для популяризации сетей сотрудничества и новые совместные усилия, связанные с проблематикой исследований, политики и тематических предпочтений. Говорилось на возможности объединить усилия для повышения целостного подхода к внедрению медиаобразования и определить общие цели по отношению к предстоящим задачам развития медиаграмотности. …Так вот. Оказывается, в жизни реальностью становится не только то, о чем человек мечтал, но и то, о чем он не мечтал из-за нереальности мечты. Значит, это кому-то нужно?.. Ганна Онкович (Киев, Украина)