МЕДИАШКОЛА НА КИНБУРНЕ.
В феврале 2015 года, когда в рамках конференции «Язык и культура» представители научной школы А.В.Онкович собрались для обсуждения развития перспектив медиаобразования в украинской высшей школе, возникла идея систематически продолжать наше научно-ориентированное общение. Отдела теории и методологии гуманитарного образования в Институте высшего образования, который в последние годы многие справедливо считали одним из центров медиаобразования в Украине, на тот момент уже не было, исчезли и средства, выделенные на дальнейшую разработку темы «Профессионально-ориентированное медиаобразование в высшей школе». «Лидеры», приложившие руку к этим «новациям», спешили в Европу и… были довольны еврогрантами, отрабатывая которые просто переносили известное и в значительной мере устаревшее в Европе на украинский грунт. Нам же было обидно и больно за перспективы украинского медиаобразования.
Исследования, проведенные в Институте высшего образования в последние годы, свидетельствовали: мы в этом направлении опережаем не только Европу… Украинские и зарубежные коллеги считали, что опыт Украины в разработке и внедрении профессионально-ориентированного медиаобразования (ПОМО) следует распространять и развивать… Речь идет о медиаобразовании будущих специалистов различных направлений подготовки, поскольку мы акцентировали внимание не на «журналистике/медиа для всех», а говорили о том, как наиболее эффективно использовать профессионально-ориентированные медиатексты в подготовке будущих специалистов, чтобы в последующем они успешно применяли навыки работы с масс-медиа для повышения профессионального и культурного уровня, чтобы были готовы к самообразованию в течение всей жизни. Не без удовольствия напомним, что термин «профессионально-ориентированное медиаобразование» в образовательное пространство впервые ввели украинские исследователи. Приятно осознавать, что мы в чем-то вырвались вперед и это «что-то» должно было стать педагогическим достоянием Украины.
…Выбора не было: сложить руки, уйти на «заслуженный» отдых, отказаться от наработанного, забыть, что мы с идеями профессионально-ориентированного и предметного медиаобразования вышли вперед не только в Украине…Молодые доценты, недавно успешно защитившие кандидатские диссертации по медиаобразовательной проблематике, уже видели перспективы дальнейших исследований. На них ориентировались аспиранты-новички... Вспомнили, как в работе над диссертациями помогло общение на Кинбурнской косе, где у научного руководителя – сельский домик на берегу моря. Поскольку в новом году из-за спешной реорганизации ИВО НАПН Украины под нового «лидера» аспиранты и соискатели медиаобразовательной направленности были лишены научно-образовательной среды, было решено создать ее в селе Покровка на Кинбурне, использовав при этом естественную природную среду уникального заповедника для отдыха и оздоровления. Так и решили – подумать над созданием медиаобразовательной и «культурно-обогатительной»среды, апробировать идеи в мае, провести «Медиашколу на Кинбурне, возле диких орхидей», а далее…
В названии «майскойшколы» ключевую роль играли слова «медиашкола», «Кинбурн», «дикие орхидеи».
Медиашкола - в нашей аудитории это понятие можно было не толковать. Про Кинбурн так же многие знали, ибо приезжали сюда, в село Покровка, для работы над диссертациями в тишине и спокойствии, вдали от цивилизации общаясь с коллегами, мысли которых были заняты теми же проблемами.Знали про регионально-ландшафтный парк «Кинбурнская коса», принадлежащий к природному-заповедному Фонду Украины и охраняемый Законом… А вот «дикие орхидеи», цветущие только в первые дни мая, интриговали. Орхидное поле здесь - наибольший локалитет на нижнем Днепре и один из самых многочисленных в Европе. На 1 кв.м вырастает 30-60 (100) орхидей, семья которых представлена 6 видами рода Orchis (зозулинець – укр. , ятрышник – рус.). Конечно, под эту идею «зеленого научного туризма», наверное, можно было бы получить не один грант… Но – не было времени и некому было этим заниматься, не было опыта гранты оформлять. Было желание быть полезным – себе, друг другу, Украине…
Мы уже не раз обращали внимание на то, что новые жизненные обстоятельства требуют ориентации высшей школы на всестороннее развитие личности. Задача специалиста информационной эпохи – развивать критическое мышление, умение анализировать и отбирать личностно значащую информацию, структурировать, обобщать и осмысленно использовать медиапродукты. Благодаря медиаобразованию, концептуально меняется самое наполнение понятия «гуманитарное образование». Студенты получают стимул к самообразованию через медиа в течение всей жизни.Диссертационные работы, выполненные в Институте высшего образования Национальной академии педагогических наук Украины (Р.Бужиков, Н.Духанина, И.Сахневич, О.Янишин), в Черкассах (И.Гуриненко, И.Чемерис). в Луганске, Житомире [http://mic.org.ru/5-nomer-2013/184-mediadidaktika-vysshej-shkoly], убеждали нас в этом.Именно профессионально-ориентированному образованию были посвящены эти исследования. И в развитии этого педагогического направления двигались последователи: современный специалист обязан быть медиакомпетентным.
Медиакомпетентность специалиста – это интегральная характеристика личности, которая состоит из отдельных частных компетенций и является сегодня признаком медиакультуры. Над этой проблематикой работали молодые исследователи Института высшего образования Национальной академии педагогических наук Украины, среди которых – несколько наших бывших студентов,по материалам дипломных работ которых издана коллективная монография «Медиакомпетентность специалиста», выполненных в русле экспериментального спецкурса «Медиаобразование» в Национальном техническом университете Украины «КПИ». Именно практика преподавания этого спецкурса убедила в необходимости преобразования медиаобразования «вообще» в «профессионально-ориентированное». Отметим, что особенно успешной была самостоятельная поисковая работа студентов, направленная на выполнение домашнего задания (напр. задание: «Найдите определенный медиапродукт, который обогатит вас профессиональными знаниями; представьте этот медиапродукт на занятии»). При этом обязательным было условие: найти такую профессионально-значимую информацию, чтобы ее предъявление удивило и одногруппников, и преподавателя. Наиболее интересные поисковые находки превращались в статьи и публиковались. Для некоторых студентов научный поиск, направленный на обогащение профессиональными знаниями, продолжился при написании дипломной работы. Успешно защищенные исследования, выполненные как дипломные проекты, и стали основой коллективной монографии.Мы уже не раз убеждались в том, что издание прекрасно представляет возможности профессионально-ориентированного медиаобразования. Опыт подготовки к изданию комплексного исследования, объединенного одной идеей – профессионально-ориентированное медиаобразование – и выполненного под руководством одного руководителя, может стать хорошим примером для многих кафедр, которые готовят к самостоятельной деятельности специалистов XXI века.Такая студентоцентричность – одна из определяющих характеристик европейского пространства высшего образования. И это – пример обучения профессии через поиск, через научную деятельность, когда результаты студенческих исследований успешно представлялись на научных конференциях разного уровня.Отметим, что отдельные положения студенческих исследований были предметом обсуждения на международных круглых столах и международных научно-практических конференциях. По результатам исследований авторами-студентами опубликовано несколько статей. Аспиранты же рассматривали медиаобразовательные технологии в контексте интерактивного обучения.
…В начале мая первая группа «школьников» прибыла в Покровку для апробации самой идеи «Медиашколы». Наша «Медиашкола на Кинбурне возле диких орхидей» предполагала:
29-30 апреля, 1 мая - заезд, отдых;
2-7 мая - дни учебы и отдыха (учеба: лектории, тренинги, мастер-классы, обмен опытом, знакомство с литературой, общение; отдых: экскурсии, прогулки, встречи, творческие вечера; высадка растений;
8 - 15 мая - отдых, разъезд.
Сегодня, анализируя несколько «школьных» дней, у нас есть основания считать, что подобную форму профессионально-ориентированного общения (и обучения) можно рассматривать как медиаобразовательную интерактивную технологию, способствующую повышению (в первую очередь) профессионального и культурногоуровней знаний участников.И не только. Проиллюстрируем это на примере.
Для просветительской работы в «культуроведческом» направлении был приглашен профессор из Николаева Анатолий Григорьевич Михайлик – известный культуролог, краевед. Почетный гость медиашколы - один из старейших дачников Покровки - хорошо знает историю Кинбурна, был свидетелем многих событий из новейшей истории села. От него слушатели узнали, что на территории заповедника гнездятся десятки видов птиц, прорастают лекарственные травы, грибы. Здесь соседствуют озера с морской и пресной водой…Профессор – автор многих публикаций о Кинбурне - рассказал об уникальности этого места, о том, что на Кинбурне получил свое первое ранение русский полководец А.В.Суворов, о том, как исчезли табуны диких лошадей и стада диких кабанов, как хищнически совсем недавно вылавливались из морских вод креветки, что и привело к исчезновению в прибрежных водах рыб и уменьшению количества птиц на берегу.
Встреча с исследователем переросла в коллективное обсуждение актуальных сегодняшних экологических, хозяйственных, гуманитарных проблем, об их отражении в средствах массовой информации.
Хищническое отношение к живой природе имело наглядное подтверждение – за несколько недель до проведения «школы» рядом была спилена половина акациевой рощи, - продолжала развивать тему инженер-кораблестроитель, пенсионерка из Николаева, дачница Людмила АлексеевнаКостенко.
Почетным гостям школы было интересно узнать о медиаобразовании и медиаграмотности, о том, какие научные проблемы решали и решают молодые исследователи в своих диссертациях.
Аспирантка Института высшего образования, преподаватель Елена Калицева из Николаева представила слайд-шоу по материалам Второй международной конференции по информационной и медиаграмотности(ECIL), которая прошла 20 - 23 октября 2014 года в Дубровнике (Хорватия) с участием представителей более 50 стран. Наибольшее их количество было из США (41человек), а также из Хорватии(38), Англии (19), Германии (14), Объединенных Арабских Эмиратов (13). 15 стран были представлены по одному участнику. От Украины в Дубровнике было два участника - Е.В.Калицева и А.В.Онкович. Главную роль в организации Второй европейской конференции ECIL сыграл факультет информационных и коммуникационных наук университета Загреба (Хорватия) при участии факультета информационного менеджмента университета Хаджеттепе (Турция). Информационная грамотность (ИГ), медиаграмотность (МГ) и непрерывное обучение (в течение всей жизни) - основные темы конференций ECIL, нацеленных на объединение усилий ученых и специалистов в области информации, медиа, педагогов, политиков, предпринимателей и всех других заинтересованных сторон из разных стран мира для обмена знаниями и опытом, акцентировалось в анонсах. Обсуждались актуальные вопросы, последние события, достижения теории и передовой практики.
Конференция в Дубровнике предполагала различные типы участия, такие как: ключевой доклад; постеры; представления передового педагогического опыта; семинары; панельные дискуссии; форматы «PechaKucha»; мастер-классы приглашенных педагогов-практиков; тренинги; форум докторантов. Каждый формат имел разные требования и ограничения по объему, распределению времени и содержанию. До начала конференции были изданы тезисы всех участников, где отмечались и страна автора, и место работы, и контактный адрес. Некоторым докладчикам было предложено подготовить развернутые публикации, которые были напечатаны в престижных европейских изданиях. (В частности, доклад А.В.Онкович о медиадидактике высшей школы увидел свет в журнале «Communications in Computer and Information Science" известного европейского издательства "Springer"). Это разнообразие форм для общения и представления нового и привело нас к мысли, что пора говорить о конференции как об интерактивной медиаобразовательной технологии (подробнее об этом – см. ж. «Медиаобразование», 2015, № 1).Привлекало разнообразие научных действий. Значительное количество докладов-презентацийпредставлялось двумя-четырьмя выступающими, причем часто из разных стран. Е.Калицева выступала с докладом в необычном для нас формате «PechaKucha» (презентация 20 слайдов по 20 секунд каждый, после пяти презентаций - вопросы, ответы и обсуждения).Участники школы на Кинбурне могли убедиться в разнообразии форм заседаний европейской конференции благодаря слайд-шоу с «живыми» комментариями ее украинских участников…
После обсуждения проблематики европейской конференции несложно было перейти к выяснению перспектив медиаобразования в Украине, к рассмотрению личных наработок, к анализу новых публикаций по медиаобразованию и авторефератов недавно защищенных диссертаций по социальным коммуникациям и педагогике. Каждый из присутствующих представил интересное и полезное, по его мнению, издание или публикацию. В частности, анализировались последние выпуски журналов «Вища освіта України», «Проблеми освіти», «Медиаобразование», «Медиаобразование. Информация. Коммуникация» с публикациями участников медиашколы, монография «Медіакомпетентність фахівця», сборник программ «Медіадидактика вищої школи», пособие по медиаобразованию для будущих нефтяников Инны Сахневич, «Національний освітній глосарій: вища освіта» и другие издания.Представленные материалы демонстрировали широкие возможности медиаобразования для разработки новых теорий и концепций, апробации уникальных образовательных технологий.
С обзором новейших педагогических исследований выступила кандидат педагогических наук, докторант Института высшего образования Анна Владимировна Лесик (научный руководитель – проф. В.К.Майборода). Особо она выделила архивные материалы по внедрению кино в систему школьного обучения во второй половине прошлого столетия, утверждая, что многое можно было бы осовременить и использовать сегодня в педагогической практике, по-настоящему наладить индустрию интенсивного изготовления новейших учебно-методических материалов.
Среди приехавших были аспирантки ИВО Елена Калицева и Ирина Сливка (Макаренко). Старшие «школьники» проанализировали материалы их диссертаций - о медиаобразовании юристов с использованием телепередач правовой направленностиЕлены Калицевой и о развитии поликультурности будущих преподавателей иностранных языков средствами медиаобразованияИрины Сливки. Экспертами выступили молодые кандидаты наук доцент Наталья Духанина и докторант Анна Лесик. Аспиранты были обогащены «мозговым штурмом» всех участников школы… Е.Калицева обратила внимание, что Е.И.Пассов - один из известнейших разработчиков коммуникативного метода в обучении иностранным языкам - сегодня говорит, что этот метод себя изжил, ему на смену пришел диалог культур. И тут нельзя не согласиться с Ириной Сливкой – следует вести речь не только о диалоге культур, но и о их полилоге. Полилог культур как медиаобразовательная технология – бесспорно, перспективная и актуальная тема для улучшения иноязычного образования.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Национального технического университета Украины «КПИ» Наталья Духанина поделилась воспоминаниями о том, как здесь, в Покровке на Кинбурне , она с подругами-аспирантками работали над диссертациями, рассказала о медиаобразовательных технологиях, используемых в учебном процессе на факультете компьютерных технологий, о перспективах внедрения медиакультуры в техническом университете, о конференции, которая только что прошла на факультете лингвистики в КПИ.
Не все из заявленных и приглашенных участников смогли приехать на Кинбурн (К.Балабанова, Г.Лоза, Е.Варецкая, О.Орлова, Ю.Горун). Тем не менее участники школы обратили внимание на стендовый доклад Г.И.Лозы – про опыт КПИ 20-х годов прошлого столетия, когда студенты и преподаватели - члены научных кружков при кафедрах, занимались научно-исследовательской и проектной деятельностью, результаты которой публиковали в научных журналах. Обучение студентов через научную деятельность – сегодня один из трендов высшего образования.
Кандидат филологических наук, доцент Национального университета тетра и кино имениКарпенко-Карого Маргарита Черненко поделилась воспоминаниями об отце – участнике Второй мировой войны, позже - профессоре КГУ имени Т.Г.Шевченко, прочитала свои стихи, посвященные отцу, лирическую поэзию.У Маргариты Черненко в рамках нашей медиашколы прошелтворческий вечер. Накануне выезда на Кинбурн у нее состоялся концерт в сопровождении инструментального ансамбля, исполнявшего классику, в Киевской филармонии (видеорепортаж можнопосмотреть на ее странице через интернет).
При планировании летне-осенних собраний участники «Медиашколы на Кинбурне возле диких орхидей» ориентировались на уникальность места ее проведения. Поэтому в будущем - поход в реликтовый «лес Геродота», посещение «саги», грибная охота, наблюдение за животным и растительным миром уникального места, не так давно приобретшего статус Национального природного парка "Белобережье Святослава".
Уже по возвращении в Киев, заметив наши «фотоотчеты» на фейсбуке, прислала свои фотографии с Кинбурнской косы и информацию о ней Ольга Сак, зав. отделом редких и ценных изданий Херсонской областной универсальной научной библиотеки имени Олеся Гончара. Цитирую: «Кинбурнская коса — тихое, удаленное от цивилизации место, с природой, сохранившейся в первозданном виде. Кинбурнская коса имеет свой неповторимый микроклимат. С одной стороны она омывается морской водой, с другой — пресными водами Днепра, суша покрыта буйной травяной растительностью, сосновым и дубовым лесом. Из-за обилия целебных трав Кинбурнскую косу иногда называют аптекой под открытым небом. На косе растет более 500 видов растений, многие из которых являются лекарственными - ромашка, чебрец, валерьяна, зверобой, мята, бессмертник песчаный, золототысячник и т.д. В сосновом лесу много белых грибов.
Одна из известных достопримечательностей Кинбурнского полуострова — Волыжин лес, являющийся остатком лесов древней страны Гилеи. Древнегреческий историк Геродот писал, что Гилея существовала здесь в V столетии до нашей эры. Тогда Кинбурнская Коса была покрыта густым лесом. Остатки реликтовых лесов можно встретить и сейчас в виде участков с небольшими рощами дуба, березы, ольхи и осины, раскиданных среди песчаных просторов косы. Вода, жара, влажность, палящее солнце способствуют быстрому разрастанию деревьев и травы в песчаных низинах. Такие места густо зарастают папоротником, болотными растениями, деревья плотно обвивает виноград и хмель, образуя таинственные и мистические "саги", как их называют местные жители.
В Волыжином лесу гнездятся многие виды птиц, в том числе серый журавль, лебедь-шипун и орлан белохвостый - всего около 300 видов. Более 60 видов животных занесены в Красную Книгу Украины. Кинбурн — одно из самых любимых мест обитания розовых пеликанов, издали очертаниями напоминающих птеродактилей, но удивительно грациозных в полете».
Праздничный выход к орхидному полю состоялся 2 мая - под дождем, при довольно прохладной погоде. Но с приподнятым настроением и удовольствием! А вот до леса, где местные жители собирали первые майские грибы, участники «школы» не дошли из-за разлива весенних вод, Зато по дороге любовались белыми лебедями и утками на озерах, другими птицами в небе и на земле, названий которых, к сожалению, «школьники» не знали…
Конкурс на лучшую фотографию диких орхидей был объявлен заранее – его победителями стали Наталья Духанина, Виктория и Анна Лесик, Маргарита Черненко. Были поддержаны и другие – инициативные - темы для фотоконкурсов. Интересным и неожиданным оказался замысел доцента, преподавателя зарубежной литературы Маргариты Черненко – она снимала лодки, а позже представила эти снимки с оригинальными текстами-этюдами. (С циклом Маргариты Черненко «Лодки на Кинбурне» можно познакомиться по адресам: https://www.facebook.com/profile.php?id=100008349217380; https://www.facebook.com/profile.php?id=100001273117324&ref=ts. Там же – и наши фотоотчеты).
В конкурс е на оригинальное съедобное блюдо не было равных Анне Лесик.
Прогулки по берегу моря (отчаянные купались) были по нескольку раз в день – благо море в 300 шагах от жилья…
Работа на огороде привлекала не всех. Тем не менее были посажены бордюр из ирисов (Анна Лесик), клумба цветов-многолетников (лицеистка КПИ Виктория Лесик, аспирантка Елена Калицева), грядки клубники (Наталья Духанина, Анна и Виктория Лесик) и фасоли (Ирина Сливка). Рассаду цветов и клубники «школьникам» подарили дачники-ветераны.
Следующая встреча участников нашей «Медиашколы на Кинбурне» состоится в конце июня в Киеве.Здесь - в рамках конференции "Язык и культура" - традиционнопройдет круглый стол "Медиаобразовательныетехнологии в учебном процессе". А затем - переезд в Покровку, где продолжится "Медиашкола на Кинбурне". Уточняем названия-девизы последующих встреч:«Медиашкола на Кинбурне, в поисках Гилеи» (июль), Медиашкола на Кинбурне – на Белобережье Святослава» (август), «Медиашкола на Кинбурне (с привкусом грибов)» (сентябрь)…
К культурологической части «Школы» присоединяются коллеги – преподаватели, библиотечные и музейные работники из Херсона и Николаева – они готовы предложить свои услуги и познакомить с самыми интересными объектами культуры своих городов.
И общение, общение, общение... Коллективное погружение в перспективы медиаобразования сотоялось.Результаты нашей «Медиашколы на Кинбурне" нуждаются в осмыслении и развитии. Тем не менее, без сомнения, это -медиаобразовательная интерактивная технология…
А.В.Онкович, доктор педагогических наук, профессор
(Украина,Киев).