Портал «Информационная грамотность и медиаобразование для всех»

Медиаобразование

Медиаобразование (media education) в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Приобретенные в результате этого процесса навыки называются медиаграмотностью.

Как было отмечено в материалах конференции ЮНЕСКО Education for the Media and the Digital Age (Вена, 1999), «медиаобразование связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как:

  1. анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты;
  2. определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст;
  3. интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа;
  4. отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории;
  5. получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции.

Медиаобразование является частью основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию, и является инструментом поддержки демократии… Медиаобразование рекомендуется к внедрению в национальные учебные планы всех государств, в систему дополнительного, неформального образования и обучения в течение всей жизни человека».

Позиция ЮНЕСКО нашла отклик среди ведущих российских экспертов в области образования. В 1991 году профессор Александр Шариков опубликовал одну из первых в России медиаобразовательных программ для средних учебных заведений. В 1995-1998 годах под руководством заведующего лабораторией экранных искусств Российской академии образования, профессора Юрия Усова был создан цикл медиаобразовательных программ. В 1998 году профессор Российской академии образования Людмила Зазнобина разработала первый в России проект стандарта по медиаобразованию для средних школ.

Развитие медиаобразования стало главной задачей Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России (с 2003 года ее возглавляют профессора Александр Федоров и Геннадий Поличко).

В 2001-2008 годах коллектив научной школы «Медиаобразование и медиакомпетентность» под руководством профессора Федорова (Таганрогский государственный педагогический институт) опубликовал ряд монографий, учебных пособий и сборников учебных программ по медиаобразованию для вузов.

В частности этому научному коллективу принадлежит инициатива открытия и регистрации новой вузовской специализации «Медиаобразование» (03.13.30), по которой с сентября 2002 года в Таганрогском государственном педагогическом институте осуществляется набор студентов (в 2007 году состоялся первый выпуск педагогов, освоивших курс данной специализации).

В эти же годы медиаобразовательные проекты были поддержаны рядом научных фондов России – Российским гуманитарным научным фондом (проекты под руководством Елены Бондаренко, Александра Федорова, Ирины Челышевой и Николая Хилько), Программой «Университеты России» (проекты под руководством Сталя Пензина и Александра Федорова), президентской программой «Поддержка ведущих научных школ России» (ведущая научная школа России в области гуманитарных наук под руководством Александра Федорова), программой Министерства образования и науки России «Поддержка научного потенциала высшей школы» (коллектив научной школы под руководством Александра Федорова).

В 2004 году Южно-Уральский центр медиаобразования и Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России при поддержке МОО «Информация для всех» провели в Челябинске межрегиональный круглый стол «Медиаобразование: проблемы и перспективы».

Участники круглого стола обсудили понятийный аппарат и концепцию медиаобразования, образовательные стандарты в этой области; наметили пути объединения усилий общероссийских и региональных средств массовой информации по освещению проблем медиаобразования и т.д. Согласно позиции участников круглого стола, медиаобразование – это один из способов формирования национальной информационной и образовательной политики, развития медиакультуры личности и становления гражданского общества.

В итоговом документе круглого стола было предложено ввести специальность «Медиаобразование» с квалификацией «Медиапедагог» для университетов и педагогических вузов России; создать банк данных о формах и методах медиаобразовательной деятельности с целью анализа и обобщения соответствующего опыта; инициировать создание «Энциклопедии медиакультуры» с привлечением ведущих экспертов в области медиапедагогики; организовать регулярный выпуск профессионального журнала. Большинство из этих предложений уже реализованы.

Так в 2005 году Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России, МОО «Информация для всех» и Бюро ЮНЕСКО в Москве начали издание первого в России журнала, посвященного педагогическим проблемам обучения детей, молодежи и взрослых средствами и на материале массовой коммуникации, под названием «Медиаобразование».

В том же году МОО «Информация для всех», Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России и Таганрогский государственный педагогический институт при поддержке Администрации Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры выпустили компакт-диск «Медиаобразование. Медиапедагогика. Медиажурналистика», в который вошли монографии, учебные пособия и статьи российских экспертов, нормативные и руководящие документы, материалы профильных конференций. Этот компакт-диск был бесплатно разослан в ведущие библиотеки России.

В 2006 году в Москве начал выходить еще один журнал медиаобразовательной тематики – «Медиатека», а с 2007 в Екатеринбурге началось издание журнала «Образование. Медиа. Общество».

Начало XXI века стало временем интенсивного развития российских региональных медиаобразовательных инициатив. Вслед за центрами медиаобразования в Тольятти и Челябинске аналогичные структуры были созданы в Белгороде, Екатеринбурге и Томске.

С 2005 по 2008 год в России прошел ряд международных и региональных конференций – в Белгороде, Екатеринбурге, Москве, Таганроге, Томске, Санкт-Петербурге, Челябинске и других городах, на которых были представлены секции по тематике медиаобразования, медиакомпетентности, медиаграмотности, медиапедагогики.

Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России (существовала с 1967 года до конца 2014 года) и МОО «Информация для всех» в рамках совместных проектов удалось сплотить ведущих медиапедагогов России, обозначив ключевые задачи развития и внедрения медиапедагогики в нашей стране на ближайшие годы. В пул партнерских организаций входят Таганрогский государственный педагогический институт, Белгородский государственный университет, Центра медиаобразования при Южно-Уральском государственном университете, медиаобразовательные центры в Екатеринбурге и Российская коммуникативная ассоциация.

Один из последних совместных проектов – портал «Информационная грамотность и медиаобразование», получивший высокую оценку, как российского экспертного сообщества, так и на международном уровне, в том числе со стороны ООН и ЮНЕСКО. Портал стал российским вкладом в разработку международного портала по проблемам медиаобразования, медиапедагогики и медиакомпетентности - Media Literacy Education Clearinghouse, создаваемого под патронатом ООН в рамках деятельности «Альянса цивилизаций» (Alliance of Civilizations).