Портал «Информационная грамотность и медиаобразование для всех»

Кто есть кто в российском медиаобразовании

ФЕДОРОВ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ

Род. 4 ноября 1954 Окончил киноведческий факультет ВГИКа (1983), аспирантуру (1986) и докторантуру (1993) Института художественного образования Российской Академии образования (Москва). Доктор педагогических наук (1993): защитил диссертацию по медиаобразованию в высшей школе. Профессор (1994). Президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России (с 2003 по 2014). Главный редактор журнала «Медиаобразование» (с 2005). Член Союза кинематографистов России (с 1984), Национальной Академии кинематографических искусств и наук России (с 2002), IRFCAM (Международного форума исследователей в области медиа, Сидней, Австралия), Международной палаты «Дети, Молодежь и Медиа» (International Clearinghouse on Children, Youth and Media), ФИПРЕССИ (FIPRESCI) и CIFEJ (Международного центра фильмов для детей и молодежи, Монреаль, Канада). Эксперт Программы МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» и Российского Фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Лауреат премии Союза кинематографистов по кинокритике и киноведению (1983) и премии Гильдии киноведов и кинокритиков России (2001) и премии «За выдающийся вклад в развитие медиаобразования» (2007). Лауреат всероссийского конкурса ведущих научных школ РФ (2003-2005) по программе Президента РФ, гранта по Федеральной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006-2008) Министерства образования и науки Российской Федерации, научно-исследовательских грантов по гуманитарным наукам (по темам медиа и медиаобразования): Российского гуманитарного научного фонда (1999-2000 и 2001-2003, 2004-2006, 2008-2009), Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства (2001-2002), Министерства образования России (1997-2000), Программы «Университеты России» (2002-2003), Центрально-Европейского университета (1998, 2006), Института Кеннана (2003), немецкого фонда DAAD (2000, 2005), Швейцарского научного фонда (2000), Фонда поддержки научных исследований Франции (2002), ECA Alumni (2004), ИНО-Центр–МИОН: Межрегиональные исследования в общественных науках» (2004-2005) и др. Работал в прессе, в средних школах, был членом редколлегии журнала «Экран» (Москва), преподавал в Российском Новом университете (РОСНОУ). В РГЭУ Читает курсы по медиаобразованию, руководит аспирантами по тематике медиаобразования, является главой ведущей научной школы РФ в области гуманитарных наук (по теме медиаобразования и медиакомпетентности). Автор нескольких книг по проблемам российского и зарубежного киноискусства, теории, истории и методике медиаобразования. Публикуется по вопросам киноискусства и медиаобразования с 1978 года (свыше 400 статей в российских и зарубежных журналах). Печатался в научных сборниках, в журналах: «Alma Mater: Вестник высшей школы», «Вестник Российского гуманитарного научного фонда», «Высшее образование в России», «Инновации в образовании», «Телекоммуникации и информатизация образования», «Дистанционное и виртуальное обучение», «Искусство и образование», «Мир образования – образование в мире», «Школьные технологии», «Вестник института Кеннана в России», «США-Канада: экономика, политика, культура», «Педагогика», «Человек», «Специалист», «Перемена», «Медиатека», «Школьная библиотека», «Практическая психология», «Педагогическая диагностика», «Молодежь и общество», «Медиаобразование», «Экран», «Искусство кино», «Киномеханик», «Мнения», «Видео-Асс Премьер», «Видео-Асс экспресс», «Видеомагазин», «Встреча», «Мониторинг», «Журналистика и медиарынок», «Total DVD», «Про кино» (Москва), «Новини киноекрана», «Кiно-Коло», «Медиакритика» (Украина), «Инновационные образовательные технологии» (Белоруссия»), «Кино» (Литва), Audience (США), Cineaste (США), Film Threat (США), Russian Education and Society (США), Canadian Journal of Communication (Канада), Cinemaction (Франция), Panoramiques (Франция), Educommunication (Бельгия), International Research Forum on Children and Media (Австралия), Media i Skolen, Tilt (Норвегия), MERZ: Medien + Merziehung (Германия), Media Education Journal (Шотландия), Educational Media International, International NGO Journal, Thinking Classroom, AAN Quaterly. и др.; в газетах «Арт-фонарь», «Культура», «Наше время», «Неделя», «Новая городская газета», «Учительская газета», «Экран и сцена», «СК-Новости», «Литературная газета», «Первое сентября», «Деловой экран» и др. Неоднократно участвовал в работе зарубежных международных научных конференций по проблемам медиаобразования (Женева-1996, 2000; Париж, ЮНЕСКО-1997, 2007; Сан-Паулу, 1998; Вена, ЮНЕСКО-1999; Салоники-1999, 2001; Торонто-2000; Лондон-2002; Монреаль, 2003; Балтимор, 2003; Будапешт, 2006; Прага, 2007; Грац, 2007; Мадрид, ООН-2008 и др.). Занимался научно-исследовательской работой в области медиакультуры и медиаобразования в Центрально-Европейском (Будапешт, 1998, 2006) и Кассельском (Кассель, 2000) университетах, в Центрах медиаобразования Министерств образования Бельгии (Брюссель, 2001) и Франции (CLEMI, Париж, 2002), в Институте Кеннана (W.Wilson Center, Вашингтон, США, 2003), в Университете имени Гумбольдта (Берлин, 2005). Был членом жюри (включая жюри ФИПРЕССИ) на международных фестивалях в Москве, Сочи, Оберхаузене, Орьяке, Монреале, Локарно и др. Выступал с докладом на слушаниях Совета Европы по вопросам Интернет и медиаобразования (Страсбург, 2002), на конференции Совета Европы по медиаграмотности (Грац,2007) и всемирном Форуме ООН «Альянс цивилизаций» (Мадрид, 2008). Библиография (книги А.В.Федорова): «За» и «против»: Кино и школа. М.,1987. Трудно быть молодым: Кино и школа. М.,1989. Видеоспор: кино - видео - молодежь. Ростов, 1990. Подготовка студентов педвузов к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств (кино, телевидение, видео). Таганрог, 1994. Киноискусство в структуре современного российского художественного воспитания и образования. Таганрог, 1999. Медиаобразование: История, теория и методика. Ростов, 2001. Медиаобразование в России: Краткая история развития. Таганрог, 2002 (совм. с И.В.Челышевой). Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент/Ред. А.В.Федоров. М., 2002. Медиаобразование в педагогических вузах. Таганрог, 2003. Медиаобразование в зарубежных странах. Таганрог, 2003. Violence on the Russian Screen and Youth Audience. Taganrog, 2003. http://interact.uoregon.edu/medialit/MLR/home/dwnload/violence.doc Медиаграмотность будущих педагогов в свете модернизации образовательного процесса в России. Таганрог, 2004 (совм. с А.А.Новиковой, И.В.Челышевой и И.А.Каруна). Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог, 2004. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог, 2004. Медиаобразование в ведущих странах Запада. Таганрог, 2005 (совм. с А.А.Новиковой). Медиаобразование будущих педагогов. Таганрог, 2005. Медиаобразование в США, Канаде и Великобритании. Таганрог, 2007 (совм. с А.А.Новиковой, В.Л.Колесниченко, И.А.Каруна). Эстетическая концепция в российском медиаобразовании и творческое наследие Ю.Н.Усова. Таганрог, 2007. (совместно с И.В.Челышевой, А.А.Новиковой, Е.В.Мурюкиной, С.С.Федорцовой). Медиаобразование: социологические опросы. Таганрог, 2007. Media Education: Sociology Surveys. Taganrog, 2003. interact.uoregon.edu/medialit/MLR/home/dwnload/sociology.doc http://www.nordicom.gu.se/cl/publ/electronic/Book%202007%20ME%20SociologyFedorov.pdf Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М., 2007. On Media Education. Moscow, 2008. Литература о А.В.Федорове: [О книгах А.В.Федорова «Медиаобразование и медиаграмотность» и «Права ребенка и проблема насилия на российском экране»]//Кинопроцесс. 2005. № 1. С.173, 175]. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна – к постмодерну. М., 2005. С.397. Корконосенко С.Г. Преподаем журналистику: Профессиональное и массовое медиаобразование: Учебное пособие. СПб., 2004. С.79-81. Короченский А.П. Важный вклад в медиапедагогику//Медиаобразование. 2005. № 1. С.121-124. Чудинова В.П. и др. Дети и библиотеки в меняющейся среде. М., 2004. С.155-165. Янчевская Е. Из жизни на экран и обратно//Независимая газета. 2.09.2004. Короченский А.П. Медиаобразование и журналистика на юге России//Юг России в прошлом и настоящем: история, экономика, культура. Белгород, 2006. Т.1. С.316-323. Поличко Г.А. Киноязык, объясненный студенту. М., 2006. С.7. Russian Teachers and Media Education. In: Newsletter on Children, Youth and Media in the World. 2005. N 1. http://www.mediagram.ru

Вернуться в раздел