Перейти прямо к содержимому страницы
Кто есть кто в российском медиаобразовании
ФОМИНОВА МАРИЯ АНАТОЛЬЕВНА
Род. 11 мая 1952 года.
Окончила Московский государственный педагогический институт (1974). Член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России. Кандидат педагогических наук (2001). Доцент кафедры эстетического образования и культурологии Московского института открытого образования.
В 1983 году окончила аспирантуру НИИ Художественного воспитания под руководством Ю.Н.Усова. Участвовала в Тушинском эксперименте по внедрению системы школьных кинотеатров и реализации широкомасштабной программы кинообразования в Москве. Окончила специальные курсы (1980-1983), которые были организованы Городской фильмотекой (М.Г.Крупнова), Московским институтом усовершенствования учителей и НИИ Художественного воспитания (Ю.Н.Усов).
С 1987 года работает в Московском институте повышения квалификации работников образования.
В 1995 году принимала участие в Российско-Британском семинаре по медиаобразованию, организованного Британским киноинститутом (К.Бэзэлгейт) и Центром эстетического развития (Ю.Н.Усов). В 1996 году была одним из организаторов Московского семинара по медиаобразованию в Красной Пахре (участниками этого семинара стали А.В.Шариков, Л.С.Зазнобина, Ю.Н.Усов, Е.А.Бондаренко, Л.М.Баженова и др.). В 2001 году защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Медиаобразование в контексте освоения курса мировой художественной культуры в общеобразовательной школе».
Особый интерес проявляет в возможностям реализации принципов кинообразования (концепция Ю.Н.Усова) и медиаобразования (концепция А.В.Шарикова и Л.С.Зазнобиной) в системе школьного художественно-эстетического образования и прежде всего в процессе изучения мировой художественной культуры. Сам предмет в силу своей специфики позволяет интегрировать процессы кино/медиаобразования в единую целостную систему. Одним из путей решения этого вопроса ею видится в проектной деятельности учащихся. М.А.Фоминова явилась инициатором проведения Московского конкурса школьных проектных работ «Культура XXI века: между прошлым и будущим», который проводится с 2000 года. Результаты этой работы зафиксированы в подготовленном ею совместно с Е.А.Бондаренко альманахе «Путешествия к музам», в котором собраны творческие работы московских школьников.
Проводит занятия по проблемам кино/медиаобразования в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовке учителей эстетического и гуманитарного циклов.
Публиковалась в газете «Искусство», журналах «Искусство в школе», «Медиаобразование», в научно-методических сборниках. Неоднократно участвовала в научных конференциях по тематике, связанной с кино/медиаобразованием.
Библиография (книги, учебно-методические разработки М.А.Фоминовой):
Видеозапись в школе. М., 1993. (в соавторстве).
Программа “Медиакультура”, 1-11 классы //Основы экранной культуры. Медиакультура. М.,1996 (в соавторстве).
Медиаобразование. Время пришло. М., 1996, 80 с. (в соавторстве).
Музыка. Мировая художественная культура. Театр в контексте образовательной области “Искусство”. Методические рекомендации в помощь учителю (общ. ред. М.А.Фоминовой.). М., 2001.
Путешествие к музам. Сборник школьных творческих проектов по мировой художественной М., 2005. культуре (в соавторстве с Е.А.Бондаренко).
Уроки экранной культуры на уроках МХК. Искусство в школе. М., 2005.
Вернуться в раздел