Перейти прямо к содержимому страницы

Терминологический словарь

Анализ научной литературы показывает, что за последние десятилетия сложилась определенная система основных терминов, которыми оперируют специалисты в области информационной грамотности и медиаобразования. Вместе с тем, как и в педагогической науке в целом, здесь не существует единой, принятой во всех странах мира терминологии.

Как правило, не только национальные научные школы, но и отдельные ученые разных стран предлагают свои варианты формулировок таких ключевых понятий, как «информационная грамотность», «информационная культура», «информационная компетентность», «информационная компетенция», «медиаобразование», «медиакультура», «медиаграмотность», «медиакомпетентность», «медиапедагогика» и т.д.

Что касается понятий «информационная грамотность» и «медиаграмотность», то они ведут свое начало от терминов «грамотность» и «визуальная грамотность», которые использовались в прошлые десятилетия. В научной литературе встречаются также такие термины, как «технологическая грамотность», «компьютерная грамотность», «информационная культура» и т.д.

Впрочем, многие ученые, преподаватели считают, что медиаграмотность – это часть более широкого и емкого понятия – информационная грамотность. Эта тенденция находит сегодня все больше сторонников, хотя и здесь есть многие терминологические разночтения.

Например, во многих англоязычных странах термин «медиаобразование» (media education) заменяется аналогом – «медиаграмотность» (media literacy). Однако термин «медиаграмотность», как правило, не употребляется во франкофонных (l'education aux medias – медиаобразование), испаноязычных (education para los medios – медиаобразование) или германоязычных (medienpadagogic – медиапедагогика) государствах.

Термин «медиа» происходит от латинского “medium” (средство, посредник), “media” (средства, посредники) и в современном мире повсеместно употребляется как аналог термина СМК – средства массовой коммуникации (печать, фотография, радио, кинематограф, телевидение, видео, мультимедийные компьютерные системы, включая Интернет). При этом в формулировках «медиа», принятых в разных странах, как правило, нет разночтений. Они отличаются только стилистически.

К примеру, британский медиапедагог К.Базэлгэт убеждена, что суть медиаобразования в изучении шести так называемых ключевых понятий: «медийное агентство – источник медийной информации» (media agency), «категория медиа» (media category), «технология медиа» (media technology), «медиаязык» (media language), «аудитория медиа» (media audience), «медийная репрезентация/переосмысление» (media representation).

Впрочем, несмотря на эти разночтения, можно смело утверждать, что самое сильное влияние на формирование западной терминологии, теории и методики медиаобразования, оказал британский ученый Л.Мастерман, считающий, что цель медиаобразования заключается не только в воспитании критического мышления, но и «критической автономии».

С ним полностью согласна американка П.Офдерхейд, полагающая, что медиаграмотность направлена на развитие в человеке «критической автономии относительно медиа. Главное в медиаграмотности широкий спектр информирования в гражданской, социальной, потребительской областях, в отношении эстетического восприятия и творчества».

Похожую трактовку медиаобразованию дает и другой американский педагог и исследователь – Р.Кьюби. Он видит его цель в том, чтобы «дать учащимся понимание того, как и почему медиа отражает общество и людей», но в еще большей степени, чтобы «развивать аналитические способности и критическое мышление по отношению к медиа», плюс изучение языка средств массовой коммуникации.

Терминология российского и зарубежного медиаобразования (на основе работ О.А.Баранова, И.В.Вайсфельда, Л.С.Зазнобиной, И.С.Левшиной, О.Ф.Нечай, С.Н.Пензина, Г.А.Поличко, А.В.Спичкина, А.В.Федорова, Ю.Н.Усова, А.В.Шарикова О.А.Баранов, К.Бэзэлгэт, К.Ворснопа, Л.Мастермана, К.Тайнер, Э.Харта и других медиапедагогов) была впервые обобщена на страницах журнала «Искусство и образование» [Федоров А.В. Терминология медиаобразования//Искусство и образование. 2000. № 2. С.33-38].